Мельникова Татьяна Николаевна, методист высшей категории управления дошкольного, общего среднего, специального образования
Телефон (017) 360 02 79
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Нормативное правовое обеспечение
Республиканский банк данных учителей квалификационной категории «учитель-методист»
Методические разработки учебных и факультативных занятий
Мероприятия дополнительного образования взрослых
Нормативное правовое обеспечение
- Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»
- Приложение 8. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси»
- Приложение 9. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Обществоведение»
Республиканский банк данных учителей квалификационной категории «учитель-методист»
Методическая работа
- Содержание и организация методической работы с учителями истории и обществоведения в 2022/2023 учебном году
- Методическая работа с учителями истории и обществоведения в 2022/2023 учебном году (презентация)
- Особенности организации образовательного процесса по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение» в 2022/2023 учебном году (презентация)
- Формы методической работы с педагогами (общие рекомендации)
- Типовые функции и задачи методической работы в школе
- Какие профессиональные умения Вы хотели бы усовершенствовать?
- Методическая компетентность учителя как условие его профессионализма и мастерства. Сорокина И.В.
- ИКТ-компетенция учителя как средство повышения эффективности преподавания истории
- Деятельностный подход в обучении истории
- Культурологический подход в обучении истории: традиции, проблемы и перспективы реализации
- Культурологический подход в истории
- Профессиональные компетенции учителя истории
- Як стварыць кінаклуб? Пясенка І.Э., настаўнік гісторыі і грамадазнаўства кваліфікацыйнай катэгорыі “настаўнік-метадыст” ДУА “Гімназія № 3 г. Бабруйска”.
Методические материалы
Современное учебное занятие
- Презентации по современным технологиям обучения
- Примерная структура урока с использованием интерактивных технологий
- Схема самоанализа урока (А.А. Корзюк, главный редактор научно-методического журнала "Беларускі гістарычны часопіс", канд. пед. наук, доцент)
- Виды анализа урока (А.А. Корзюк, главный редактор научно-методического журнала "Беларускі гістарычны часопіс", канд. пед. наук, доцент)
- Методические рекомендации по использованию модулей ЕИОР
по всемирной истории (10 класс). Соловейко Т.Е., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Гимназия г. Дрогичина»
по истории Древнего мира (5 класс). Журавлевич О.Г., преподаватель истории и обществоведения филиала БНТУ "Солигорский горно-химический колледж"
по учебному предмету «Обществоведение» (9 класс). Руцкая Л.А., учитель истории и обществоведения квалификационной категории "учитель-методист" ГУО «Средняя школа №148 г. Минска» - Методика работы с новыми учебными пособиями для учащихся по истории и обществоведению (9–11-е классы)
- Приемы мнемотехники на уроках обществоведения как средство развития когнитивных компетенций учащихся (Мастер-класс). Кадлубай Е.А., учитель высшей квалификационной категории ЧУО «Минская международная гимназия»
- Формирование ключевых компетенций посредством обществоведческого материала
- «Методика изучения исторических личностей и вопросов культуры на уроках всемирной истории, истории Беларуси в 5-9-х классах»
- Использование видеохостинга Youtube в процессе преподавания истории и во внеклассной работе. Валасевіч Д.М., настаўнік кваліфікацыйнай катэгорыі "настаўнік-метадыст" ДУА «Кухчыцкая сярэдняя школа Клецкага р-на»
- Использование средств мультимедиа для создания целостного образа исторической эпохи. Навценя О.А., учитель истории и обществоведения ГУО «Средняя школа № 9 г. Бреста»
- Формирование образов исторического прошлого с помощью визуальных средств информации. Давидовская Г.Э., научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования НМУ «Национальный институт образования»
- Формирование образных представлений учащихся об исторических событиях на основе визуальных источников. Виноградова З.Е., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ЧУО «Международная гимназия г. Минска».
- Когнитивные средства визуализации исторического знания. Рутич Г.М., заместитель директора, учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Средняя школа № 1 г. Береза им. В.Х. Головко»
- Методы интерпретации визуального материала
- Практика использования технологий визуализации в образовательном процессе по истории и обществоведения (из опыта работы)
- Дидактические возможности технологии визуализации при разработке презентаций для уроков истории. Кухарчик Н.А., учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 20 г. Гродно»
- Методические приемы технологии визуализации учебной информации при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения. Кухарчик Н.А., учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 20 г. Гродно»
- Как показывать войну? Мастер-класс. Песенко И.Э., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Гимназия № 3 г. Бобруйска»
- Установление межпредметных связей на уроках истории. Самаль М.А., учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 5 г. Молодечно»
Формирование функциональной грамотности учащихся средствами предметов
- Читательская грамотность учащихся. Методы и приемы работы с текстом и его интерпретации
- Как формировать читательскую грамотность в рамках курса всемирной истории? Кравченко О.В., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Средняя школа № 2 имени В.М. Колесникова г. Рогачева»
- Возможности интерпретации и систематизации информации. Приёмы кодировки и декодировки материала на уроках истории. Кравченко О.В., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Средняя школа № 2 имени В.М.Колесникова г. Рогачева»
- Развитие информационной грамотности учащихся посредством цифровых инструментов интерактивности. Тишук Т.В., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Лицей г. Новополоцка»
- Формирование экономической грамотности учащихся. Тишук Т.В., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Лицей г. Новополоцка»
- Система методов и приёмов обучения по формированию аналитических умений учащихся на уроках истории. Букато О.Н., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Средняя школа № 1 г. Лиды»
- Использование опор на основе ИКТ на уроках обществоведения как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся 9–11 классов. Пилипончик Е.Н., учитель обществоведения высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 13 г. Мозыря»
- Рынок и его законы (обществоведение, 10 класс, базовый уровень): использование метода опор как средство формирования универсальных учебных знаний. Пилипончик Е.Н., учитель высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 13 г. Мозыря»
- Задания для подготовки учащихся к олимпиаде по финансовой грамотности. Аврамова Ю.И., учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории УО «Могилевский государственный областной лицей № 3»
- Экономическая медиаазбука. Лис А.Н., учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории УО «Мозырский государственный областной лицей»
- Развитие 4к-умений учащихся с использованием сервисов Google на уроках истории и обществоведения. И. Б.Клак, учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Гимназия №1 г. Волковыска»
- Особенности подготовки будущих педагогов историко-обществоведческого образования к формированию функциональной грамотности обучающихся в разных странах и регионах мира. Корзюк А.А. и др. (кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории БГУП им. М. Танка).
- Формирование функциональной грамотности обучающихся в области искусства на учебных занятиях по истории. Давидовская Г.Э., научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования НМУ «Национальный институт образования»
- Развитие функциональной грамотности учащихся на примере искусства. Давидовская Г.Э., научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования НМУ «Национальный институт образования»
- Формирование функциональной грамотности как образовательная проблема. И. Б.Клак, учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Гимназия №1 г. Волковыска»
Методические разработки учебных и факультативных занятий
- Конструкторский набор по истории Беларуси (8 класс). Задания по истории Беларуси конец XVIII – начало XX вв. Поплавская Н.М., учитель истории и обществоведения квалификационной категории "учитель-методист" ГУО «Средняя школа № 3 г. Ганцевичи»
- «Гражданская война в России (всемирная история, 10 класс): методы и приемы работы с медиатекстами (карикатуры, плакаты, песни, газетные заголовки)». Урок для взрослых. Лазакович И.В., учитель истории квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Гимназия № 3 г. Бобруйска»; Позднякова А.Н., учитель истории высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 10 г. Бобруйска»
- «Паўстанне 1863–1864 гг.» (гісторыя Беларусі, 8 клас): выкарыстанне метадаў «ажыўлення гісторыі» на ўроку ў кантэксце антрапалагічнай гісторыі». Соркіна І.В., настаўнік гісторыі і грамадазнаўства кваліфікацыйнай катэгорыі «настаўнік-метадыст» ДУА «Гімназія № 6 г. Гродна», кандыдат гістарычных навук, дацэнт
- Урок-исследование с элементами дискуссии и использованием проблемно-творческих и олимпиадных заданий: «Социальная структура общества» (10 класс). Пилипончик Е.Н., учитель обществоведения высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 13 г. Мозыря» Гомельской области
- Опорные схемы к уроку «Государственная власть в Республике Беларусь» (9 класс). Тишук Т. В., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Лицей г. Новополоцка»
- Урок обобщения по теме «Органы государственной власти в Республике Беларусь» (обществоведение, 9 класс). Данилюк С.И., учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Лицей № 1 имени А. С. Пушкина г. Бреста»
Мероприятия дополнительного образования взрослых
- «Дидактическое конструирование учебных знаний по истории и обществоведению в условиях визуального поворота: новые подходы»
- «Формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся на уроках истории и обществоведения»
- Семинар-практикум «Современные технологии визуализации в обучении как фактор повышения качества школьного историко-обществоведческого образования» (10–11.04.2022)
- Семинар-практикум «Роль метода структурированной драмы в творческой реконструкции прошлого» для учителей истории и обществоведения (молодые специалисты) учреждений общего среднего образования, в том числе расположенных в сельской местности (15.03–16.03.2022)
- Семинар творческой группы учителей истории и обществоведения по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся (05–06.04.2022). Фотоотчет
- XII Рождественский фестиваль педагогического мастерства. Секция "История и обществоведение"
- Вебинар «Подготовка практических заданий по билетам к обязательному экзамену по учебному предмету «История Беларуси» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования» 31.01.2023.
- Обучающие курсы (тематический семинар) «Создание и использование графических визуальных источников в образовательном процессе по истории (скрайбинг, комикс, опорный конспект, схема и др.)» (01.02.–02.02.2023)
- Семинар-практикум «Развитие функциональной грамотности обучающихся на учебных и факультативных занятиях по истории и обществоведению» (7-8 февраля 2023 года)
- Областной тур олимпиад по истории и обществоведению, 2022/2023
- Семинар-практикум творческой группы учителей истории и обществоведения по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся (01–02.03.2023)
- Семинар-практикум республиканской творческой группы № 1 «Реализация межпредметных связей как основа усвоения знаниево-деятельностного содержания истории и обществоведения, формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся» (04-05.04.2023)