Современные технологии искусственного интеллекта (ИИ) становятся все более доступными для широкого круга пользователей, поскольку не требуют использования специального оборудования, а также углубленных знаний в области информационных технологий. Это открывает новые возможности для их применения в образовательной практике.

Технологии ИИ могут быть полезны при разработке различных учебных и иных материалов, например, планов учебных занятий, презентаций, учебных заданий, тестов, рабочих листов, интеллект-карт, сценариев мероприятий. Они позволяют адаптировать материалы для учащихся с особыми образовательными потребностями, способствуют повышению мотивации обучающихся и развивают их цифровые компетенции. Применение технологий ИИ может обеспечить педагогам значительную экономию времени при подготовке к занятиям. Однако всегда необходимо проверять и критически оценивать предлагаемые ИИ материалы.

Технологии ИИ – это «ИИнструмент», способный существенно помочь педагогу, но не взять на себя все его профессиональные функции.

 

Перечень сетевых сервисов, использующих технологии искусственного интеллекта
(согласовано с ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь)

 

Ниже представлены ссылки на сетевые сервисы, использующие технологии искусственного интеллекта, а также примеры запросов, которые помогут быстро и эффективно создавать проекты учебных и других материалов образовательного назначения.

ВАЖНО! На настоящий момент нейросети используют различные, в том числе открытые сетевые источники информации. Перед использованием в образовательном процессе результаты необходимо тщательно проверить и критически проанализировать, оценив соответствие запросу, достоверность, актуальность, объективность, полноту.


Работа с текстом

Ссылки на полезные сервисы:  Примеры запросов:

DeepSeek Diffit for teachers Gemini Gigachat Magic School Monica Qwen Supa Twee YandexGPT

(запросы можно уточнять, добавляя необходимые требования к разрабатываемым ресурсам):

  • Подготовь план урока по предмету «Физика» на тему «Законы Ньютона»
  • Разработай сценарий для новогоднего утренника для учащихся 1 класса
  • Разработай задание для выявления уровня читательской грамотности учеников 5 класса белорусской школы
  • Разработай проект рабочего листа по теме «Творчество А.С. Пушкина»
  • Напиши стихотворение (12 строк) о выпускном классе текущего года (можно указать ключевые события или факты: экскурсии, конкурсы, увлечения и пр.)
  • Переведи текст научной статьи на русский язык
  • Напиши обоснование актуальности формирования у учащихся навыков безопасной работы в Интернет (2 страницы)
  • Разработай план выступления на педагогическом совете на тему «Использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе»
  • Разработай вопросы теста по теме «Артикли в английском языке» (5 - низкого уровня сложности, 3- среднего, 2 – высокого)
  • Структурируй предложенный текст (разбей на 4 подраздела и озаглавь их)
  • Придумай эффектный заголовок для текста
  • Сократи текст в 2 раза без потери смысла

Задание для развития критического мышления учащихся: изучить и критически оценить текст, созданный нейросетью. Возможные критерии оценивания: достоверность и актуальность информации, отсутствие фактологических ошибок, логичность изложения, отсутствие стилистических ошибок, «воды».

Работа с речью 

 Ссылки на полезные сервисы: Примеры использования:

SoundType FreeTTS Clipchamp

  • Sound Type AI - Преобразование аудио в текст (можно использовать для учащихся с ослабленным слухом)
  • FreeTTS - Преобразование текста в аудио (можно использовать для учащихся с ослабленным зрением)
  • Clipchamp - Создание субтитров для видео (можно использовать для учащихся с ослабленным слухом)

Работа с изображениями

Ссылки на полезные сервисы: Примеры запросов:

Flyvi Gigachat Leonardo Magic School Qwen Kandinsky Shedevrum

(запросы можно уточнять, добавляя необходимые требования к разрабатываемым ресурсам):
  • Создай логотип для школьного конкурса
  • Создай обложку для выпускного альбома
  • Нарисуй картину с героями рассказа «Каштанка» в стиле Репина
  • Создай уникального персонажа для сторителлинга
  • Создай комикс для объяснения теоремы Пифагора

Задание для развития критического мышления учащихся: изучить изображение и предположить, создано ли оно нейросетью, художником или является фотографией. Возможные критерии оценивания: достоверность (например, точность изображения людей или животных), отсутствие ошибок в деталях («неправильная» тень), отсутствие повторяющихся элементов (одинаковые лица в толпе, одинаковые деревья в лесу и пр.), ракурс, перспектива, пропорции и пр.

Работа с видео

Ссылки на полезные сервисы: Примеры запросов:

Leonardo Qwen Kandinsky Shedevrum

  • Улучшить качество видеозаписи
  • Создать видео для объяснения закона Ома

Работа с презентациями

Ссылки на полезные сервисы: Примеры запросов:

Gamma Presentations

  • Преобразовать текст в презентацию (можно указать основные тезисы, на которые следует обратить внимание)
  • Преобразовать в презентацию предварительно структурированный текст

Создание интеллект-карт

Ссылки на полезные сервисы: Примеры запросов:

Monica

  • Создать интеллект-карту по теме «Здоровый образ жизни»

Создание инфографики

Ссылки на полезные сервисы: Примеры запросов:

Infogram

  • Используя показатели участия учащихся в учебных олимпиадах, создай инфографику

Создание форм, опросов, викторин

Ссылки на полезные сервисы: Примеры запросов:

Quizgecko Brisk Teaching

  • Викторина по заданной теме на основе предложенного текста