Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Коррекционная педагогика и специальная психология (логопедия, логопсихология).
С 2004 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Зайцева Людмила Афанасьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Более 20 участников, из них 5 кандидатов наук.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Исследования базируются на следующих теоретико-методологических подходах: этиопатогенетический, онтогенетический, дифференцированный, системный, компетентностный, аксиологический, личностно ориентированный.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности).
Дети с нарушениями речи являются самой многочисленной группой из числа детей с особенностями психофизического развития. Широкая распространенность речевых нарушений становится для общества дополнительным источником серьезных проблем, связанных с дезадаптацией лиц с тяжелыми нарушениями речи, а следовательно, со снижением качества трудовых ресурсов. Своевременные профилактика и устранение речевых нарушений являются актуальной проблемой логопедии и логопсихологии.
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Проблемы, затрагиваемые в научных исследованиях: ранняя коррекционно-развивающая помощь детям с психофизическими нарушениями; социальное развитие детей с фактором риска в речевом развитии, тяжелыми нарушениями речи и социальная адаптация их в обществе; профилактика и устранение заикания; обучение русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи на компетентностной основе.
Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с психофизическими нарушениями позволяет в полной мере использовать сенситивные периоды становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психофизического развития ребенка, а следовательно, снизить степень социальной недостаточности. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии, предупреждает возникновение тяжелых нарушений речи, позволяет более эффективно компенсировать нарушения в их психофизическом развитии и тем самым предупреждать нарушения в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере, что способствует улучшению качества жизни.
Социальное развитие рассматривается в качестве органической части коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. Определение специальных условий и содержания коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие социальных связей детей с учетом структуры речевого нарушения, эффективная организация жизнедеятельности ребенка в ситуациях образовательного процесса являются важнейшим фактором предупреждения и коррекции социально-психологического неблагополучия, что положительно сказывается на его социальной адаптации и интеграции в обществе.
Одним из наиболее сложных речевых расстройств, которое сопровождается социальной декомпенсацией, а иногда приводит к трудопотерям, является заикание. Поэтому его предупреждение и устранение имеет большое практическое значение. Психолого-педагогическое изучение заикающихся, направленное на выявление конкретных неблагоприятных факторов микросреды, влияющих на появление и устранение заикания, позволило обосновать направленность и систему мероприятий по нормализации окружающей среды заикающихся с целью повышения эффективности его устранения.
Тяжелые нарушения речи создают трудности не только в сфере общения, в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, но и в овладении программным содержанием специальной общеобразовательной школы и прежде всего родным языком. Ключевой при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи родному языку стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход к обучению языку, позволивший выявить уровень владения обучаемого языком, выдвигает на первое место умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности; во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков; при необходимости разрешать собственные проблемы.
Внедрение:
Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический.
Результаты исследований отражены в 150 публикациях (в том числе программах и учебно-методических пособиях для учреждений высшего образования, учебных пособиях для специальных образовательных школ, программах образовательных учреждений, пособиях для педагогов учреждений специального дошкольного образования и специальных общеобразовательных школ, научных статьях).
Результаты исследований внедрены в практику специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; специальных общеобразовательных школ, специальных групп (классов) интегрированного обучения и воспитания; организаций здравоохранения.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Ранняя диагностика, прежде всего дифференциальная, являясь залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, связана с задачей эффективной и своевременной профилактики и коррекции вторичных нарушений психосоциального развития детей разных категорий с психофизическими нарушениями.
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволит ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (знания о языке, его устройстве, владение нормами литературного языка), речекоммуникативном (владение языковыми средствами), лингвокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
Основные научные публикации:
Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

Диссертации

  1. Баль Н. Н. «Дифференцированный подход к преодолению аграмматизма у учащихся с тяжелыми нарушениями речи», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия), н.р. – Зайцева Л.А.
  2. Сыс Л. А. «Формирование коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия), н.р. – Зайцева Л.А.
  3. Зайцев И. С. «Методика педагогической профилактики социальной дезадаптации старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия), н.р. – Логинова И.Н.

Научные публикации

  1. Баль, Н. Н. Логопедическое домино для коррекции нарушений письменной речи у младших школьников / Н. Н. Баль. – Минск, 2018.
  2. Баль, Н. Н. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в  учреждениях общего среднего образования (I ступень) с учетом инклюзивных подходов / Н. Н. Баль. – Минск, 2018.
  3. Зайцева, Л. А. Специфика симптоматики и коррекционных занятий по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 4. – С. 85–94.
  4. Зайцев, И. С. Социализация и социальная адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи: теоретический аспект / И. С. Зайцев, О. Ф. Валькович // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 16 / рэдкал.: А.М. Манастырны (гал. рэд.) [і інш.]; ДУА «Акадэмія паслядыплом. адукацыі». – Минск: АПО, 2018. – С. 80–87.
  5. Зайцев, И. С. Потенциальные возможности социального развития детей с нарушением речи в аспекте позитивной психологии и педагогики / И.С. Зайцев // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 3 (24). С. 80–87.
  6. Зайцев, И.С.Что надо знать о детях с тяжелыми нарушениями речи? // И.С. Зайцев, Л. А. Зайцева, Н. Г. Еленский // – Пачатковая школа – 2020 – №3 – С. 51 – 54
  7. Зайцев, И.С. Теоретико-методологические основы профессионального самоопределения лиц с тяжелыми нарушениями речи / И.С. Зайцев, Н.Г. Еленский // Педагогическая наука и образование – 2021 – № 2 – С. 92 – 99
  8. Зайцев, И.С. Теоретико-методологические основания педагогической системы профессионально-личностного самоопределения старших школьников с тяжёлыми нарушениями речи / И.С. Зайцев // Педагогическая наука и образование. – 2023. – № 4. – С. 32 – 39.

Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития


Научное направление: Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. Специальная (коррекционная) педагогика.
С 1991 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателях и руководителях научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Коноплева Алла Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Лещинская Татьяна Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Более 25 участников, из них 7 кандидатов наук, 1 заслуженный работник образования, 4 отличника образования.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Аксиологический подход;
антропоцентрический подход;
синергетический подход;
экзистенциальный подход;
деятельностно-системный подход;
компетентностный подход.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности): интегрированное (инклюзивное) образование лиц с особенностями психофизического развития; коррекция нарушений развития; включение лиц с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие.
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Научные результаты, представленные в совокупности научных и практических трудов, обусловили масштабное преобразование специального образования на основе всеобщей обязательности, интеграции, практической направленности, усиления экономической эффективности;
научно обоснована методология современного специального образования, что позволило разработать Концепцию и Программу его трансформации и определить перспективы дальнейшего развития;
научно обоснована, апробирована и реализована обобщенная модель интегрированного обучения и воспитания; экспертная оценка подтвердила социально-экономический эффект от ее внедрения;
научно обоснованы условия и механизмы повышения качества специального образования, отражающие новые требования к его содержанию и учебно-методическому обеспечению.
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. Создана законодательно-нормативная база специального образования: принят Закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании), разработана нормативная документация (положения об интегрированном обучении, об учреждениях специального образования и т. д.);
открыты и функционируют специальные учреждения нового типа – центры коррекционно-развивающего образования и реабилитации, осуществляющие диагностическую функцию, оказание ранней коррекционно-педагогической помощи детям группы риска (от рождения до трех лет), организующие обучение лиц с тяжелыми множественными нарушениями и оказывающие помощь родителям;
впервые разработан и утвержден общий стандарт специального образования;
разработаны на компетентностной основе и изданы учебные и методические пособия для детей различных нозологических групп.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Инклюзивное образование (методология, модели, учебно-методическое обеспечение);
непрерывное образование лиц с особенностями психофизического развития (пути деинституциализации, содержание);
коррекционно-педагогическая помощь детям с аутистическими нарушениями (нормативная документация, учебно-методическое обеспечение);
воспитание жизнеспособной личности (программно-методическое обеспечение).
Основные научные публикации:
Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

Диссертации

  1. Демьяненок Т.В. «Педагогические условия социальной адаптации детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  2. Ковалец И.В. «Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с аутистическими нарушениями», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  3. Радионова В.И. «Индивидуализация обучения на компетентносной основе детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  4. Таболина Л.В. «Содержание и методика интерактивного обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью (VI – VIII классы)», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  5. Хруль О.С. «Педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях интегрированного обучения», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (тифлопедагогика), н.р. – Коноплева А.Н.

Научные публикации

  1. Коноплева, А. Н. Гуманистический смысл современного образования лиц с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, О. С. Хруль // Веснiк адукацыi. – 2018. – № 6 – С. 39–44.
  2. Коноплева, А. Н. Трансдисциплинарная методология опережающего исследования проблем специальной педагогики / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 1 (22). –  С. 27–35.
  3. Лещинская, Т. Л. Языковое образование лиц с интеллектуальной недостаточностью на компетентностной основе / Т. Л. Лещинская, В. Ч. Хвойницкая // Вестник МГИРО. – 2017. – № 2 (30). – С.16–25.
  4. Лещинская, Т. Л. Обучение и изменение жизненных смыслов взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 39–48.
  5. Ляшчынская, Т. Л. Навучанне грамаце дзяцей з легкай інтэлектуальнай недастатковасцю / Т. Л. Ляшчынская, А. А. Чэркас // Пачатковая школа. – 2019. – № 4 (328). – С. 54–59.
  6. Лещинская, Т. Л. Моделирование функционирования коррекционной работы с учащимися, имеющими легкую интеллектуальную недостаточность / Т. Л. Лещинская, Т. В. Юрок // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 2. – С. 81–88.
  7. Лещинская, Т. Л. Формирование жизненных навыков и развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Советы для родителей) / Т. Л. Лещинская // Веснік адукацыі. – 2019. – № 10. –
    С. 10–16.
  8. Лещинская, Т. Л. Императивы и педагогические реалии обучения обездвиженных и неговорящих детей в домах-интернатах Республики Беларусь / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: научно-методический практический журнал. – 2018. – № 1. – С. 52–58.
  9. Таболина, Л. В. Интерактивные методы обучения как средство повышения мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка / Л. В. Таболина // Веснiк адукацыi. – 2018. – № 3.– С. 17–21.
  10. Таболина, Л. В. Эффективность интерактивного обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью / Л. В. Таболина // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 70–75.
  11. Хруль, О. С. Состояние инклюзивной культуры и принципы ее развития (на примере лиц с особенностями психофизического развития) / О. С. Хруль // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 3 (28). – С. 62–70.
  12. Хруль, О. С. Характеристика толерантности образовательной среды учреждения общего среднего образовния / Н. Г. Еленский, О. С. Хруль // Пачатковая школа. – 2019. – № 9 – С. 10–14.
  13. Хруль, О. С. Современные учебники для детей с нарушениями зрения: особенности адаптации, использование в образовательном процессе / О. С. Хруль // Проблеми сучасного пiдручника : зб.наук.праць / голов. ред. О. М. Топузов. – К. : Педагогiчна думка, 2018. – Вип. 20. – С. 526–536.
  14. Хруль, О.С. Совершенствование социального взаимодействия в специальном и инклюзивном образовании в целях раскрытия потенциалов личности для устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (глава 18) // Теоретико-методологические основания развития дошкольного, общего среднего и специального образования в Республике Беларусь: монография в 2 ч. Ч.2 / А.Л. Давидович [и др.] ; под науч. ред. В.Ф. Русецкого. – Минск: Национальный институт образования, 2023. – С. 75 – 102.
  15. Хруль, О. С. Этапы реализации идей инклюзии в системе специального образования в Республике Беларусь / О. С. Хруль, Н.Г.  Еленский // Педагогическая наука и образование. – 2023. – № 4. – С. 17–26.
  16. Хруль, О. С. Ресурсный центр инклюзивного образования: организационно-содержательные аспекты / О. С. Хруль, Е.В. Рахманова // Педагогическая наука и образование. – 2024. – № 1. – С. 29–40.

Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, белорусский язык)


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Методика обучения русскому и белорусскому языкам в системе общего среднего образования Республики Беларусь.
Теория и методика преподавания риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования.
С 1980 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Мурина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь.
Общие сведения о руководителе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Волочко Анна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор.
Более 50, из них 6 докторов наук, 45 кандидатов наук, 6 отличников образования. Работают не только в Республике Беларусь, но и в Азербайджане, Сербии, Польше, Израиле и Китае.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Разработанная Л. А. Муриной теоретико-методологическая база обучения языку и речи в учреждениях общего среднего образования Беларуси позволила отечественной лингвометодике подняться на качественно новый научный уровень, востребованный практикой обучения. В современном научно-методическом обеспечении процесса обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования реализуется идея синтеза языкового, речевого, коммуникативного, лингвокультурологического и социокультурного развития учащихся на основе усвоения знаний о системе языка на всех его уровнях и правил функционирования языковых средств в речи; знаний речеведческой теории и правил речевого общения; жанрово-стилистических знаний с выраженной коммуникативной направленностью; лингвокультурологических знаний о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения духовной культуры белорусского и русского народов. Методическая система учебных и учебно-методических пособий по белорусскому и русскому языкам формирует необходимый комплекс учебно-языковых и коммуникативно-речевых умений и обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и научно-методического обеспечения процесса обучения белорусскому и русскому языкам в контексте компетентностного подхода, имеющего практико-ориентированный характер и направленного на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных компетенций, что соответствует основным направлениям современных научных исследований и потребностям образовательной практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности).
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Разработано и внедрено в образовательный процесс научно-методическое обеспечение обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования: концепции учебных предметов «Русский язык», «Белорусский язык», образовательные стандарты, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся, программы вступительных испытаний и экзаменационные материалы, учебно-методические комплексы для организации и проведения факультативных занятий, контрольно-измерительные материалы (сборники диктантов, изложений), электронные образовательные ресурсы, учебники и учебно-методические пособия нового поколения.
Внедрение:Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. Научно-методическое обеспечение по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык» для V–ХI классов используется в практике обучения языкам в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь, способствует формированию у учащихся системы знаний о языке и речи, способности эффективно пользоваться языком во всех видах речевой деятельности, развитию интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Перспективы научных исследований связаны с повышением качества языкового образования в Республике Беларусь.
Основные научные публикации:Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

Опубликовано более 500 работ теоретико-практической направленности по проблемам преподавания русского и белорусского языков и риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования.
Диссертации

  1. Гамеза, Л. М. Методыка вывучэння беларускай лексікі і ўзбагачэння слоўнікавага запасу школьнікаў 5–6 класаў :  дыс. … канд.пед.навук : 13.00.01 / Л. М. Гамеза. – Мінск, 1992.
  2. Якуба, С. М. Лінгваметадычныя асновы вывучэння словаўтварэння на ўроках беларускай мовы ў V–VI класах школ Беларусі : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.01 / С. М. Якуба. – Мінск, 1992.
  3. Рубаник, Т. В. Обучение школьников 6 класса написанию остросюжетных рассказов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Рубаник. – Минск, 1999.
  4. Мальцевич, Т. В. Методика обучения школьников X–XI классов написанию аналитических текстов публицистического стиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Мальцевич. – Минск, 2001.
  5. Саникович, И. М. Методика обучения школьников IX–X классов написанию сочинений-рассуждений на литературную тему : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. М. Саникович. – Минск, 2001.
  6. Дылеўская, В. Ю. Методыка параўнальнага вывучэння беларускай літаратуры ў VIII–X класах сярэдняй школы : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.01 / В. Ю. Дылеўская. –   Мінск, 2003.
  7. Валочка, Г. М. Лінгваметадычная сістэма развіцця звязнага маўлення школьнікаў пры навучанні беларускай мове : дыс. … доктара пед. навук : 13.00.01 / Г. М. Валочка. – Мінск, 2008.
  8. Гамеза, Л. М. Комплексная метадычная сістэма ўзбагачэння слоўнікавага запасу школьнікаў у працэсе навучання беларускай мове : дыс. … доктара пед. навук : 13.00.01 / Л. М. Гамеза. – Мінск, 2009.
  9. Русецкий, В. Ф. Лингво-методическая система формирования речевой культуры студентов-филологов 1–2 курсов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В. Ф. Русецкий. – Минск, 1994.
  10. Русецкий, В. Ф. Теория и практика формирования профессиональной коммуникативной компетенции учителя-филолога в педагогическом вузе : (на материале лингвистических дисциплин): дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / В. Ф. Русецкий. – Минск, 2002.
  11. Галкина, Г. В. Лингвометодическая система диагностики и контроля уровня языковой и речевой подготовки учащихся V–IX классов по русскому языку: дис. … канд. пед. наук: специальность 13.00.02 / Г. В. Галкина. – Минск, 2014.
  12. Зелянко, В.У. Методыка навучання беларускай мове на основе лінгвакультуралагічнага падыходу (10–11 кл.) : дыс. … канд. пед. навук: 13.00.02 / В.У. Зелянко. – Мінск, 2010.
  13. Зелянко, В. У. Лінгваметадычная сістэма навучання беларускай арфаграфіі ва ўзаемасувязі з развіццём культуры маўлення вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі (5–11 класы) :  дыс. … доктара пед. навук : 13.00.02 / В. У. Зелянко. – Мінск, 2017.
  14. Николаенко, С. В. Лингвометодическая система социокультурного развития учащихся на основе овладения ценностями белорусской культуры в контексте изучения русского языка (V–XI классы) : дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / С. В. Николаенко. – Минск, 2016.
  15. Лазуркин, А. А. Формирование предметных компетенций учащихся по русскому языку с использованием учебных словарей (5–9-е классы) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. А. Лазуркин. – Минск, 2019.
  16. Праскаловіч, В. У. Развіццё літаратурна-творчых здольнасцей вучняў V класа ў працэсе вывучэння фальклору : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.02 / В. У. Праскаловіч. – Мінск, 2000.
  17. Праскаловіч, В. У. Тэарэтыка-метадычная сістэма сродкаў культуратворчага развіцця вучняў V–XI класаў у працэсе навучання беларускай літаратуры :  дыс. … доктар. пед. навук : 13.00.02 / В. У. Праскаловіч. – Мінск, 2015.
  18. Худенко, Л. А.. Методическая система средств лингвокультурологического развития учащихся V–XI классов в процессе обучения русскому языку: дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / Л. А. Худенко. – Минск, 2012.
  19. Хомич, Г. В. Методика формирования системы коммуникативных качеств речи у студентов-филологов в процессе взаимосвязанного изучения стилистики и культуры речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. В. Хомич. – Минск, 2017.
  20. Васюковіч, Л. С. Лінгваметадычная сістэма інтэграванага фарміравання прадметных і метапрадметных кампетэнцый навучэнцаў сродкамі ўніверсальнага вучэбнага тэксту сучаснага падручніка беларускай мовы : дыс. ... док. пед. наук : 13.00.02 / Л. С. Васюковіч. – Минск, 2022.

Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Специальная (коррекционная) педагогика.
С 1991 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Калинина Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент.
Общие сведения о руководите научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Лещинская Татьяна Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Более 15 участников, из них 6 кандидатов наук.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Антропоцентрический подход;
онтогенетический подход;
коррекционно-развивающий подход;
деятельностно-системный подход;
компетентностный подход.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности): ранняя коррекция нарушений развития в соответствии с общими закономерностями типичного онтогенеза; коррекционно-развивающая помощь для нормализации жизни ребенка, которая служит созданию условий жизни, максимально приближающихся к нормальным и обеспечивающих развитие, включение в социальное взаимодействие с первых дней жизни; стимулирование активности и самовыражения ребенка дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в доступных видах деятельности.
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Ранняя коррекционно-развивающая помощь, социализация и интеграция; программно-методическое обеспечение специального дошкольного образования. В содержании образования детей дошкольного возраста усилен коррекционно-воспитательный аспект; научно обоснованы: ранняя социализация, индивидуальная работа.
Внедрение:
Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический.
Осуществление ранней коррекционно-развивающей помощи, социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития; повышение трудовой занятости родителей; усиление толерантности общества.
Перспективность развития научного направления:Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки
Основные научные публикации:

Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

научного направления.

Разработка педагогического инструментария и коррекционно-методического обеспечения ранней коррекционно-педагогической помощи (от рождения до трех лет):

  • программно-методических комплексов по коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;
  • программно-методического обеспечения индивидуальной коррекционно-педагогической работы;
  • критериев и показателей оценки качества коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Диссертации

  1. Захарова Ю. Н. «Содержание и методика обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью декоративному рисованию (на основе белорусских художественных техник)», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Калинина Е.М.
  2. Кислякова Ю. Н. «Формирование социально-бытовой компетенции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Калинина Е. М.
  3. Клезович О. В. «Содержание и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Калинина Е. М.
  4. Оглоблина И. Ю. «Формирование знаний о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика, н.р. – Калинина Е. М.

Научные публикации

  1. Социальное развитие и адаптация в обществе лиц с психофизическими нарушениями: коллективная монография / И. М. Бобла [и др.]. – Гродно : ЮрСаПринт, 2018. – 321 с.
  2. Захарова, Ю. В. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста: пособие / Ю. В. Захарова. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : БГПУ, 2018. – 140 с.
  3. Захарова, Ю. В. Коррекционная направленность эстетического воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Ю. В. Захарова // Специальная адукацыя. – 2019. – № 5. – С. 21–28.
  4. Кислякова, Ю. Н. Документационное обеспечение педагогической деятельности учителя-дефектолога / Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Козловская // Пралеска. – 2019. – № 1. – С.7–14.
  5. Кислякова, Ю. Н. Ценностно-смысловые аспекты воспитания детей c особенностями психофизического развития / Ю. Н. Кислякова // Спецыяльная адукацыя. – 2018. – № 6. – С. 21–28.
  6. Ляшчынская, Т. Л. Навучанне грамаце дзяцей з легкай інтэлектуальнай недастатковасцю / Т. Л. Ляшчынская, А. А. Чэркас // Пачатковая школа. – 2019. – № 4 (328). – С. 54–59.
  7. Захарова, Ю. В. Специальные условия организации занятий по аппликации с воспитанниками с интеллектуальной недостаточностью / Ю. В. Захарова // Спецыяльная адукацыя. – 2023. – № 3. – С. 20–28.
  8. Захарова, Ю. В. Коррекционно-педагогический потенциал процесса обучения декоративному рисованию воспитанников в условиях интегрированного обучения и воспитания / Актуальные проблемы современного образования : монография / Н.И. Бумаженко [и др.] ; под общ. ред. Н.И. Бумаженко, Е.Я. Аршанского. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2023. – С. 194 – 212.
  9. Кислякова, Ю. Н. Трансформация содержания переподготовки педагогических работников в контексте реализации принципа инклюзии в образовании / Ю. Н. Кислякова // Качество непрерывного педагогического образования: методология, стратегии, подходы [Электронный ресурс] : Междунар. науч.-практ. конференция, Минск, 5 марта 2024 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Академия образования. – Минск, 2024. – С. 234-238.

Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (белорусский язык)


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Личностно ориентированная парадигма методики обучения белорусскому языку, направленная на речекоммуникативное, интеллектуальное и лингвокультурологическое развитие поликультурной личности современных учащихся.
С 1990 г. по настоящее время
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Еленский Николай Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
10; из них: 9 кандидатов наук, 4 отличника образования.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Антропоцентрический, аксиологический, коммуникативно-деятельностный, компетентностный подходы.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и технологии обучения белорусскому языку на этапе переосмысления образовательной парадигмы: изучение языка должно быть ориентировано на то, чтобы не только знать его, но и владеть им как средством общения, познания мира и культурной идентификации, что соответствует основным направлениям научных исследований и потребностям образовательной практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности).
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
По теме «Совершенствование содержания и методов начального обучения белорусскому языку в школах с русским языком обучения»: впервые в 1990-е годы на основе коммуникативно-деятельностного подхода разработана новая система обучения белорусскому языку в I–IV классах русскоязычных школ, реализованная в научно-методическом обеспечении образовательного процесса (монографии, учебные программы, учебники, учебно-методические пособия, другие средства обучения).
По отраслевой научно-технической программе «Образование и кадры» (тема «Распрацаваць навукова-метадычнае забеспячэнне выкладання беларускай мовы ў сярэдняй школе (для філалагічных факультэтаў універсітэтаў)») на основе антропоцентрического, аксиологического, коммуникативно-деятельностного, компетентностного подходов разработано новое содержание курса методики обучения белорусскому языку в средней школе для университетов, подготовлено научно-методическое обеспечение: монография, учебные пособия – курс лекций и практикум, тематика дипломных и курсовых работ.
В рамках выполнения Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь (темы «Разработать новые и скорректировать имеющиеся программы специального образования с учетом инклюзивных подходов в образовании», «Разработать научно-педагогические основы создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения») разработаны новое содержание обучения белорусскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи на основе компетентностного подхода и научно-методическое обеспечение: учебная программа, 2 научно-методических пособия, концепция учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения.
Внедрение:
Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический.
Научные результаты внедрены в образовательную практику учреждений общего среднего, специального и высшего образования, что позволило повысить качество обучения и профессиональной подготовки будущих педагогов.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Перспективы исследования в соответствии с научным направлением:
  • исследования в области лингводидактической компаративистики (сравнительный анализ методических систем в европейском контексте);
  • теоретико-методологическое обоснование и разработка содержания, форм и методов интегрированного обучения белорусскому языку и чтению в начальной школе;
  • формирование инклюзивной культуры обучающихся в учреждениях общего среднего образования.
Основные научные публикации:
Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.
Диссертации
  1. Еленский, Н. Г. Формирование производственных навыков учащихся 4-5 классов на уроках белорусского языка и литературы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. Г. Еленский. – Минск, 1981.
  2. Яленскі, М. Г. Лінгваметадычная парадыгма асобасна арыентаванага навучання беларускай мове ў пачатковых класах агульнаадукацыйнай школы :  дыс. … доктара пед. навук : 13.00.02 / М. Г. Яленскі. – Мінск, 2003.
  3. Паўлоўскі, І. І. Педагагічныя асновы і метадычная сістэма навучання беларускай мове ў пачатковых класах :  дыс. … доктар. пед. навук : 13.00.02 / І. І. Паўлоўскі. – Мінск, 2001.
  4. Антонава, Н. У. Методыка ўзаемазвязнага навучання аўдзіраванню і чытанню ў працэсе выкладання беларускай мовы (I–IV класы школы з рускай мовай навучання) : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.02 / Н. У Антонава. – Мінск, 2011.

Научные публикации

  1. Яленскі, М. Г. Выкладанне беларускай мовы ў школе / М. Г. Яленскі [і інш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1994. – 239 с.
  2. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы. Сучасная лінгвадыдактыка / М. Г. Яленскі. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2005. – 224 с.
  3. Еленский, Н. Г. Основы обучения второму языку в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева, Н. Н. Баль. – Минск : Харвест, 2006. – 128 с.
  4. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы / М. Г. Яленскі, У. П. Саўко, Л. С. Васюковіч. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2006. – 336 с.
  5. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы / М.Г.Яленскі [і інш.]. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 447 с.
  6. Савельева, Т. М. Дар слова: говорим по-русски… Гаворым па-беларуску / Т. М. Савельева, М. Г. Яленскі. – Мінск : Университетское, 1986. – 192 с.
  7. Яленскі, М. Г. Народная адукацыя і педагагічная навука Беларусі / М. Г. Яленскі [і інш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1993. – 492 с.
  8. Яленскі, М. Г. Асобасны падыход у методыцы навучання беларускай мове / М. Г. Яленскі. – Мінск : НІА, 1997. – 171 с.
  9. Яленскі, М. Г. Лінгвадыдактычная парадыгма асобасна арыентаванага навучання мове ў сучаснай школе / М. Г. Яленскі. – Мінск : НІА, 2002. – 212 с.
  10. Еленский, Н. Г. Современные образовательные технологии и начальная школа / Н. Г. Еленский, О. Я. Коломинская, А. А. Ходова. – Минск : НИО, 2003. – 136 с.
  11. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы і літаратурнага чытання ў пачатковых класах: вучэбны дапаможнік / Н. М. Антановіч [і інш.]; пад рэд. М. Г. Яленскага. – Мінск : Вышэйшая школа, 2019. – 263 с.
  12. Антонава, Н.У. Герменеўтычны падыход як метадалагічная аснова сістэмы інтэграванага навучання беларускай мове і літаратурнаму чытанню / Н.У. Антонава // Педагогическая наука и образование. – 2024. – № 2 (47). – С. 27–33.