- Категория: Научные школы
Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи
Научное направление Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. |
Коррекционная педагогика и специальная психология (логопедия, логопсихология). С 2004 г. по настоящее время. |
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. |
Зайцева Людмила Афанасьевна, кандидат педагогических наук, доцент. |
Количественный и квалификационный состав участников: Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования). |
Более 20 участников, из них 5 кандидатов наук. |
Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования. |
Исследования базируются на следующих теоретико-методологических подходах: этиопатогенетический, онтогенетический, дифференцированный, системный, компетентностный, аксиологический, личностно ориентированный. |
Актуальность исследований: Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. |
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности). Дети с нарушениями речи являются самой многочисленной группой из числа детей с особенностями психофизического развития. Широкая распространенность речевых нарушений становится для общества дополнительным источником серьезных проблем, связанных с дезадаптацией лиц с тяжелыми нарушениями речи, а следовательно, со снижением качества трудовых ресурсов. Своевременные профилактика и устранение речевых нарушений являются актуальной проблемой логопедии и логопсихологии. |
Основные научные результаты: Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов. |
Проблемы, затрагиваемые в научных исследованиях: ранняя коррекционно-развивающая помощь детям с психофизическими нарушениями; социальное развитие детей с фактором риска в речевом развитии, тяжелыми нарушениями речи и социальная адаптация их в обществе; профилактика и устранение заикания; обучение русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи на компетентностной основе. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с психофизическими нарушениями позволяет в полной мере использовать сенситивные периоды становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психофизического развития ребенка, а следовательно, снизить степень социальной недостаточности. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии, предупреждает возникновение тяжелых нарушений речи, позволяет более эффективно компенсировать нарушения в их психофизическом развитии и тем самым предупреждать нарушения в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере, что способствует улучшению качества жизни. Социальное развитие рассматривается в качестве органической части коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. Определение специальных условий и содержания коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие социальных связей детей с учетом структуры речевого нарушения, эффективная организация жизнедеятельности ребенка в ситуациях образовательного процесса являются важнейшим фактором предупреждения и коррекции социально-психологического неблагополучия, что положительно сказывается на его социальной адаптации и интеграции в обществе. Одним из наиболее сложных речевых расстройств, которое сопровождается социальной декомпенсацией, а иногда приводит к трудопотерям, является заикание. Поэтому его предупреждение и устранение имеет большое практическое значение. Психолого-педагогическое изучение заикающихся, направленное на выявление конкретных неблагоприятных факторов микросреды, влияющих на появление и устранение заикания, позволило обосновать направленность и систему мероприятий по нормализации окружающей среды заикающихся с целью повышения эффективности его устранения. Тяжелые нарушения речи создают трудности не только в сфере общения, в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, но и в овладении программным содержанием специальной общеобразовательной школы и прежде всего родным языком. Ключевой при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи родному языку стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход к обучению языку, позволивший выявить уровень владения обучаемого языком, выдвигает на первое место умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности; во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков; при необходимости разрешать собственные проблемы. |
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. |
Результаты исследований отражены в 150 публикациях (в том числе программах и учебно-методических пособиях для учреждений высшего образования, учебных пособиях для специальных образовательных школ, программах образовательных учреждений, пособиях для педагогов учреждений специального дошкольного образования и специальных общеобразовательных школ, научных статьях). Результаты исследований внедрены в практику специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; специальных общеобразовательных школ, специальных групп (классов) интегрированного обучения и воспитания; организаций здравоохранения. |
Перспективность развития научного направления: Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления. |
Ранняя диагностика, прежде всего дифференциальная, являясь залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, связана с задачей эффективной и своевременной профилактики и коррекции вторичных нарушений психосоциального развития детей разных категорий с психофизическими нарушениями. Компетентностный подход к обучению русскому языку позволит ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (знания о языке, его устройстве, владение нормами литературного языка), речекоммуникативном (владение языковыми средствами), лингвокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе). |
Основные научные публикации: Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы. |
Диссертации
Научные публикации
|
- Категория: Научные школы
Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития
Научное направление: Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. | Специальная (коррекционная) педагогика. С 1991 г. по настоящее время. |
Общие сведения об основателях и руководителях научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. Количественный и квалификационный состав участников: Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования). |
Коноплева Алла Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент. Лещинская Татьяна Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент. Более 25 участников, из них 7 кандидатов наук, 1 заслуженный работник образования, 4 отличника образования. |
Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования. |
Аксиологический подход; антропоцентрический подход; синергетический подход; экзистенциальный подход; деятельностно-системный подход; компетентностный подход. |
Актуальность исследований: Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. |
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности): интегрированное (инклюзивное) образование лиц с особенностями психофизического развития; коррекция нарушений развития; включение лиц с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие. |
Основные научные результаты: Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов. |
Научные результаты, представленные в совокупности научных и практических трудов, обусловили масштабное преобразование специального образования на основе всеобщей обязательности, интеграции, практической направленности, усиления экономической эффективности; научно обоснована методология современного специального образования, что позволило разработать Концепцию и Программу его трансформации и определить перспективы дальнейшего развития; научно обоснована, апробирована и реализована обобщенная модель интегрированного обучения и воспитания; экспертная оценка подтвердила социально-экономический эффект от ее внедрения; научно обоснованы условия и механизмы повышения качества специального образования, отражающие новые требования к его содержанию и учебно-методическому обеспечению. |
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. | Создана законодательно-нормативная база специального образования: принят Закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании), разработана нормативная документация (положения об интегрированном обучении, об учреждениях специального образования и т. д.); открыты и функционируют специальные учреждения нового типа – центры коррекционно-развивающего образования и реабилитации, осуществляющие диагностическую функцию, оказание ранней коррекционно-педагогической помощи детям группы риска (от рождения до трех лет), организующие обучение лиц с тяжелыми множественными нарушениями и оказывающие помощь родителям; впервые разработан и утвержден общий стандарт специального образования; разработаны на компетентностной основе и изданы учебные и методические пособия для детей различных нозологических групп. |
Перспективность развития научного направления: Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления. |
Инклюзивное образование (методология, модели, учебно-методическое обеспечение); непрерывное образование лиц с особенностями психофизического развития (пути деинституциализации, содержание); коррекционно-педагогическая помощь детям с аутистическими нарушениями (нормативная документация, учебно-методическое обеспечение); воспитание жизнеспособной личности (программно-методическое обеспечение). |
Основные научные публикации: Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы. |
Диссертации
Научные публикации
|
- Категория: Научные школы
Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, белорусский язык)
Научное направление Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. |
Методика обучения русскому и белорусскому языкам в системе общего среднего образования Республики Беларусь. Теория и методика преподавания риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования. С 1980 г. по настоящее время. |
Общие сведения об основателе научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. |
Мурина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь. |
Общие сведения о руководителе научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. Количественный и квалификационный состав участников: Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования). |
Волочко Анна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор. Более 50, из них 6 докторов наук, 45 кандидатов наук, 6 отличников образования. Работают не только в Республике Беларусь, но и в Азербайджане, Сербии, Польше, Израиле и Китае. |
Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования. |
Разработанная Л. А. Муриной теоретико-методологическая база обучения языку и речи в учреждениях общего среднего образования Беларуси позволила отечественной лингвометодике подняться на качественно новый научный уровень, востребованный практикой обучения. В современном научно-методическом обеспечении процесса обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования реализуется идея синтеза языкового, речевого, коммуникативного, лингвокультурологического и социокультурного развития учащихся на основе усвоения знаний о системе языка на всех его уровнях и правил функционирования языковых средств в речи; знаний речеведческой теории и правил речевого общения; жанрово-стилистических знаний с выраженной коммуникативной направленностью; лингвокультурологических знаний о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения духовной культуры белорусского и русского народов. Методическая система учебных и учебно-методических пособий по белорусскому и русскому языкам формирует необходимый комплекс учебно-языковых и коммуникативно-речевых умений и обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности. |
Актуальность исследований: Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. |
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и научно-методического обеспечения процесса обучения белорусскому и русскому языкам в контексте компетентностного подхода, имеющего практико-ориентированный характер и направленного на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных компетенций, что соответствует основным направлениям современных научных исследований и потребностям образовательной практики. Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности). |
Основные научные результаты: Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов. |
Разработано и внедрено в образовательный процесс научно-методическое обеспечение обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования: концепции учебных предметов «Русский язык», «Белорусский язык», образовательные стандарты, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся, программы вступительных испытаний и экзаменационные материалы, учебно-методические комплексы для организации и проведения факультативных занятий, контрольно-измерительные материалы (сборники диктантов, изложений), электронные образовательные ресурсы, учебники и учебно-методические пособия нового поколения. |
Внедрение:Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. | Научно-методическое обеспечение по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык» для V–ХI классов используется в практике обучения языкам в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь, способствует формированию у учащихся системы знаний о языке и речи, способности эффективно пользоваться языком во всех видах речевой деятельности, развитию интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся. |
Перспективность развития научного направления: Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления. |
Перспективы научных исследований связаны с повышением качества языкового образования в Республике Беларусь. |
Основные научные публикации:Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы. |
Опубликовано более 500 работ теоретико-практической направленности по проблемам преподавания русского и белорусского языков и риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования.
|
- Категория: Научные школы
Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития
Научное направление Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. |
Специальная (коррекционная) педагогика. С 1991 г. по настоящее время. |
Общие сведения об основателе научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. |
Калинина Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент. |
Общие сведения о руководите научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. Количественный и квалификационный состав участников: Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования). |
Лещинская Татьяна Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент. Более 15 участников, из них 6 кандидатов наук. |
Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования. |
Антропоцентрический подход; онтогенетический подход; коррекционно-развивающий подход; деятельностно-системный подход; компетентностный подход. |
Актуальность исследований: Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. |
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности): ранняя коррекция нарушений развития в соответствии с общими закономерностями типичного онтогенеза; коррекционно-развивающая помощь для нормализации жизни ребенка, которая служит созданию условий жизни, максимально приближающихся к нормальным и обеспечивающих развитие, включение в социальное взаимодействие с первых дней жизни; стимулирование активности и самовыражения ребенка дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в доступных видах деятельности. |
Основные научные результаты: Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов. |
Ранняя коррекционно-развивающая помощь, социализация и интеграция; программно-методическое обеспечение специального дошкольного образования. В содержании образования детей дошкольного возраста усилен коррекционно-воспитательный аспект; научно обоснованы: ранняя социализация, индивидуальная работа. |
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. |
Осуществление ранней коррекционно-развивающей помощи, социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития; повышение трудовой занятости родителей; усиление толерантности общества. |
Перспективность развития научного направления:Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки Основные научные публикации: Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы. научного направления. |
Разработка педагогического инструментария и коррекционно-методического обеспечения ранней коррекционно-педагогической помощи (от рождения до трех лет):
Диссертации
Научные публикации
|
- Категория: Научные школы
Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (белорусский язык)
Научное направление Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. |
Личностно ориентированная парадигма методики обучения белорусскому языку, направленная на речекоммуникативное, интеллектуальное и лингвокультурологическое развитие поликультурной личности современных учащихся. С 1990 г. по настоящее время |
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. |
Еленский Николай Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор. |
Количественный и квалификационный состав участников: Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования). |
10; из них: 9 кандидатов наук, 4 отличника образования. |
Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования. |
Антропоцентрический, аксиологический, коммуникативно-деятельностный, компетентностный подходы. |
Актуальность исследований: Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. |
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и технологии обучения белорусскому языку на этапе переосмысления образовательной парадигмы: изучение языка должно быть ориентировано на то, чтобы не только знать его, но и владеть им как средством общения, познания мира и культурной идентификации, что соответствует основным направлениям научных исследований и потребностям образовательной практики. Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности). |
Основные научные результаты: Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов. |
По теме «Совершенствование содержания и методов начального обучения белорусскому языку в школах с русским языком обучения»: впервые в 1990-е годы на основе коммуникативно-деятельностного подхода разработана новая система обучения белорусскому языку в I–IV классах русскоязычных школ, реализованная в научно-методическом обеспечении образовательного процесса (монографии, учебные программы, учебники, учебно-методические пособия, другие средства обучения). По отраслевой научно-технической программе «Образование и кадры» (тема «Распрацаваць навукова-метадычнае забеспячэнне выкладання беларускай мовы ў сярэдняй школе (для філалагічных факультэтаў універсітэтаў)») на основе антропоцентрического, аксиологического, коммуникативно-деятельностного, компетентностного подходов разработано новое содержание курса методики обучения белорусскому языку в средней школе для университетов, подготовлено научно-методическое обеспечение: монография, учебные пособия – курс лекций и практикум, тематика дипломных и курсовых работ. В рамках выполнения Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь (темы «Разработать новые и скорректировать имеющиеся программы специального образования с учетом инклюзивных подходов в образовании», «Разработать научно-педагогические основы создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения») разработаны новое содержание обучения белорусскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи на основе компетентностного подхода и научно-методическое обеспечение: учебная программа, 2 научно-методических пособия, концепция учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения. |
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. |
Научные результаты внедрены в образовательную практику учреждений общего среднего, специального и высшего образования, что позволило повысить качество обучения и профессиональной подготовки будущих педагогов. |
Перспективность развития научного направления: Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления. |
Перспективы исследования в соответствии с научным направлением:
|
Основные научные публикации: Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы. |
Диссертации
Научные публикации
|