Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (белорусский язык)
Научное направление Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. |
Личностно ориентированная парадигма методики обучения белорусскому языку, направленная на речекоммуникативное, интеллектуальное и лингвокультурологическое развитие поликультурной личности современных учащихся. С 1990 г. по настоящее время |
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. |
Еленский Николай Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор. |
Количественный и квалификационный состав участников: Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования). |
10; из них: 9 кандидатов наук, 4 отличника образования. |
Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования. |
Антропоцентрический, аксиологический, коммуникативно-деятельностный, компетентностный подходы. |
Актуальность исследований: Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. |
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и технологии обучения белорусскому языку на этапе переосмысления образовательной парадигмы: изучение языка должно быть ориентировано на то, чтобы не только знать его, но и владеть им как средством общения, познания мира и культурной идентификации, что соответствует основным направлениям научных исследований и потребностям образовательной практики. Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности). |
Основные научные результаты: Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов. |
По теме «Совершенствование содержания и методов начального обучения белорусскому языку в школах с русским языком обучения»: впервые в 1990-е годы на основе коммуникативно-деятельностного подхода разработана новая система обучения белорусскому языку в I–IV классах русскоязычных школ, реализованная в научно-методическом обеспечении образовательного процесса (монографии, учебные программы, учебники, учебно-методические пособия, другие средства обучения). По отраслевой научно-технической программе «Образование и кадры» (тема «Распрацаваць навукова-метадычнае забеспячэнне выкладання беларускай мовы ў сярэдняй школе (для філалагічных факультэтаў універсітэтаў)») на основе антропоцентрического, аксиологического, коммуникативно-деятельностного, компетентностного подходов разработано новое содержание курса методики обучения белорусскому языку в средней школе для университетов, подготовлено научно-методическое обеспечение: монография, учебные пособия – курс лекций и практикум, тематика дипломных и курсовых работ. В рамках выполнения Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь (темы «Разработать новые и скорректировать имеющиеся программы специального образования с учетом инклюзивных подходов в образовании», «Разработать научно-педагогические основы создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения») разработаны новое содержание обучения белорусскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи на основе компетентностного подхода и научно-методическое обеспечение: учебная программа, 2 научно-методических пособия, концепция учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения. |
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. |
Научные результаты внедрены в образовательную практику учреждений общего среднего, специального и высшего образования, что позволило повысить качество обучения и профессиональной подготовки будущих педагогов. |
Перспективность развития научного направления: Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления. |
Перспективы исследования в соответствии с научным направлением:
|
Основные научные публикации: Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы. |
Диссертации
Научные публикации
|