Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (белорусский язык)


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Личностно ориентированная парадигма методики обучения белорусскому языку, направленная на речекоммуникативное, интеллектуальное и лингвокультурологическое развитие поликультурной личности современных учащихся.
С 1990 г. по настоящее время
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Еленский Николай Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
10; из них: 9 кандидатов наук, 4 отличника образования.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Антропоцентрический, аксиологический, коммуникативно-деятельностный, компетентностный подходы.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и технологии обучения белорусскому языку на этапе переосмысления образовательной парадигмы: изучение языка должно быть ориентировано на то, чтобы не только знать его, но и владеть им как средством общения, познания мира и культурной идентификации, что соответствует основным направлениям научных исследований и потребностям образовательной практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности).
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
По теме «Совершенствование содержания и методов начального обучения белорусскому языку в школах с русским языком обучения»: впервые в 1990-е годы на основе коммуникативно-деятельностного подхода разработана новая система обучения белорусскому языку в I–IV классах русскоязычных школ, реализованная в научно-методическом обеспечении образовательного процесса (монографии, учебные программы, учебники, учебно-методические пособия, другие средства обучения).
По отраслевой научно-технической программе «Образование и кадры» (тема «Распрацаваць навукова-метадычнае забеспячэнне выкладання беларускай мовы ў сярэдняй школе (для філалагічных факультэтаў універсітэтаў)») на основе антропоцентрического, аксиологического, коммуникативно-деятельностного, компетентностного подходов разработано новое содержание курса методики обучения белорусскому языку в средней школе для университетов, подготовлено научно-методическое обеспечение: монография, учебные пособия – курс лекций и практикум, тематика дипломных и курсовых работ.
В рамках выполнения Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь (темы «Разработать новые и скорректировать имеющиеся программы специального образования с учетом инклюзивных подходов в образовании», «Разработать научно-педагогические основы создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения») разработаны новое содержание обучения белорусскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи на основе компетентностного подхода и научно-методическое обеспечение: учебная программа, 2 научно-методических пособия, концепция учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения.
Внедрение:
Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический.
Научные результаты внедрены в образовательную практику учреждений общего среднего, специального и высшего образования, что позволило повысить качество обучения и профессиональной подготовки будущих педагогов.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Перспективы исследования в соответствии с научным направлением:
  • исследования в области лингводидактической компаративистики (сравнительный анализ методических систем в европейском контексте);
  • теоретико-методологическое обоснование и разработка содержания, форм и методов интегрированного обучения белорусскому языку и чтению в начальной школе;
  • формирование инклюзивной культуры обучающихся в учреждениях общего среднего образования.
Основные научные публикации:
Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.
Диссертации
  1. Еленский, Н. Г. Формирование производственных навыков учащихся 4-5 классов на уроках белорусского языка и литературы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. Г. Еленский. – Минск, 1981.
  2. Яленскі, М. Г. Лінгваметадычная парадыгма асобасна арыентаванага навучання беларускай мове ў пачатковых класах агульнаадукацыйнай школы :  дыс. … доктара пед. навук : 13.00.02 / М. Г. Яленскі. – Мінск, 2003.
  3. Паўлоўскі, І. І. Педагагічныя асновы і метадычная сістэма навучання беларускай мове ў пачатковых класах :  дыс. … доктар. пед. навук : 13.00.02 / І. І. Паўлоўскі. – Мінск, 2001.
  4. Антонава, Н. У. Методыка ўзаемазвязнага навучання аўдзіраванню і чытанню ў працэсе выкладання беларускай мовы (I–IV класы школы з рускай мовай навучання) : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.02 / Н. У Антонава. – Мінск, 2011.

Научные публикации

  1. Яленскі, М. Г. Выкладанне беларускай мовы ў школе / М. Г. Яленскі [і інш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1994. – 239 с.
  2. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы. Сучасная лінгвадыдактыка / М. Г. Яленскі. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2005. – 224 с.
  3. Еленский, Н. Г. Основы обучения второму языку в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева, Н. Н. Баль. – Минск : Харвест, 2006. – 128 с.
  4. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы / М. Г. Яленскі, У. П. Саўко, Л. С. Васюковіч. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2006. – 336 с.
  5. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы / М.Г.Яленскі [і інш.]. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 447 с.
  6. Савельева, Т. М. Дар слова: говорим по-русски… Гаворым па-беларуску / Т. М. Савельева, М. Г. Яленскі. – Мінск : Университетское, 1986. – 192 с.
  7. Яленскі, М. Г. Народная адукацыя і педагагічная навука Беларусі / М. Г. Яленскі [і інш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1993. – 492 с.
  8. Яленскі, М. Г. Асобасны падыход у методыцы навучання беларускай мове / М. Г. Яленскі. – Мінск : НІА, 1997. – 171 с.
  9. Яленскі, М. Г. Лінгвадыдактычная парадыгма асобасна арыентаванага навучання мове ў сучаснай школе / М. Г. Яленскі. – Мінск : НІА, 2002. – 212 с.
  10. Еленский, Н. Г. Современные образовательные технологии и начальная школа / Н. Г. Еленский, О. Я. Коломинская, А. А. Ходова. – Минск : НИО, 2003. – 136 с.
  11. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы і літаратурнага чытання ў пачатковых класах: вучэбны дапаможнік / Н. М. Антановіч [і інш.]; пад рэд. М. Г. Яленскага. – Мінск : Вышэйшая школа, 2019. – 263 с.
  12. Антонава, Н.У. Герменеўтычны падыход як метадалагічная аснова сістэмы інтэграванага навучання беларускай мове і літаратурнаму чытанню / Н.У. Антонава // Педагогическая наука и образование. – 2024. – № 2 (47). – С. 27–33.