Научное направление: Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. |
Специальная (коррекционная) педагогика. С 1991 г. по настоящее время. |
Общие сведения об основателях и руководителях научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. Количественный и квалификационный состав участников: Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования). |
Коноплева Алла Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент. Лещинская Татьяна Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент. Более 25 участников, из них 7 кандидатов наук, 1 заслуженный работник образования, 4 отличника образования. |
Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования. |
Аксиологический подход; антропоцентрический подход; синергетический подход; экзистенциальный подход; деятельностно-системный подход; компетентностный подход. |
Актуальность исследований: Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. |
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности): интегрированное (инклюзивное) образование лиц с особенностями психофизического развития; коррекция нарушений развития; включение лиц с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие. |
Основные научные результаты: Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов. |
Научные результаты, представленные в совокупности научных и практических трудов, обусловили масштабное преобразование специального образования на основе всеобщей обязательности, интеграции, практической направленности, усиления экономической эффективности; научно обоснована методология современного специального образования, что позволило разработать Концепцию и Программу его трансформации и определить перспективы дальнейшего развития; научно обоснована, апробирована и реализована обобщенная модель интегрированного обучения и воспитания; экспертная оценка подтвердила социально-экономический эффект от ее внедрения; научно обоснованы условия и механизмы повышения качества специального образования, отражающие новые требования к его содержанию и учебно-методическому обеспечению. |
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. |
Создана законодательно-нормативная база специального образования: принят Закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании), разработана нормативная документация (положения об интегрированном обучении, об учреждениях специального образования и т. д.); открыты и функционируют специальные учреждения нового типа – центры коррекционно-развивающего образования и реабилитации, осуществляющие диагностическую функцию, оказание ранней коррекционно-педагогической помощи детям группы риска (от рождения до трех лет), организующие обучение лиц с тяжелыми множественными нарушениями и оказывающие помощь родителям; впервые разработан и утвержден общий стандарт специального образования; разработаны на компетентностной основе и изданы учебные и методические пособия для детей различных нозологических групп. |
Перспективность развития научного направления: Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления. |
Инклюзивное образование (методология, модели, учебно-методическое обеспечение); непрерывное образование лиц с особенностями психофизического развития (пути деинституциализации, содержание); коррекционно-педагогическая помощь детям с аутистическими нарушениями (нормативная документация, учебно-методическое обеспечение); воспитание жизнеспособной личности (программно-методическое обеспечение). |
Основные научные публикации: Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы. |
Диссертации
- Демьяненок Т.В. «Педагогические условия социальной адаптации детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
- Ковалец И.В. «Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с аутистическими нарушениями», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
- Радионова В.И. «Индивидуализация обучения на компетентносной основе детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
- Таболина Л.В. «Содержание и методика интерактивного обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью (VI – VIII классы)», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
- Хруль О.С. «Педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях интегрированного обучения», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (тифлопедагогика), н.р. – Коноплева А.Н.
Научные публикации
- Коноплева, А. Н. Гуманистический смысл современного образования лиц с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, О. С. Хруль // Веснiк адукацыi. – 2018. – № 6 – С. 39–44.
- Коноплева, А. Н. Трансдисциплинарная методология опережающего исследования проблем специальной педагогики / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 1 (22). – С. 27–35.
- Лещинская, Т. Л. Языковое образование лиц с интеллектуальной недостаточностью на компетентностной основе / Т. Л. Лещинская, В. Ч. Хвойницкая // Вестник МГИРО. – 2017. – № 2 (30). – С.16–25.
- Лещинская, Т. Л. Обучение и изменение жизненных смыслов взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 39–48.
- Ляшчынская, Т. Л. Навучанне грамаце дзяцей з легкай інтэлектуальнай недастатковасцю / Т. Л. Ляшчынская, А. А. Чэркас // Пачатковая школа. – 2019. – № 4 (328). – С. 54–59.
- Лещинская, Т. Л. Моделирование функционирования коррекционной работы с учащимися, имеющими легкую интеллектуальную недостаточность / Т. Л. Лещинская, Т. В. Юрок // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 2. – С. 81–88.
- Лещинская, Т. Л. Формирование жизненных навыков и развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Советы для родителей) / Т. Л. Лещинская // Веснік адукацыі. – 2019. – № 10. –
С. 10–16.
- Лещинская, Т. Л. Императивы и педагогические реалии обучения обездвиженных и неговорящих детей в домах-интернатах Республики Беларусь / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: научно-методический практический журнал. – 2018. – № 1. – С. 52–58.
- Таболина, Л. В. Интерактивные методы обучения как средство повышения мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка / Л. В. Таболина // Веснiк адукацыi. – 2018. – № 3.– С. 17–21.
- Таболина, Л. В. Эффективность интерактивного обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью / Л. В. Таболина // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 70–75.
- Хруль, О. С. Состояние инклюзивной культуры и принципы ее развития (на примере лиц с особенностями психофизического развития) / О. С. Хруль // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 3 (28). – С. 62–70.
- Хруль, О. С. Характеристика толерантности образовательной среды учреждения общего среднего образовния / Н. Г. Еленский, О. С. Хруль // Пачатковая школа. – 2019. – № 9 – С. 10–14.
- Хруль, О. С. Современные учебники для детей с нарушениями зрения: особенности адаптации, использование в образовательном процессе / О. С. Хруль // Проблеми сучасного пiдручника : зб.наук.праць / голов. ред. О. М. Топузов. – К. : Педагогiчна думка, 2018. – Вип. 20. – С. 526–536.
- Хруль, О.С. Совершенствование социального взаимодействия в специальном и инклюзивном образовании в целях раскрытия потенциалов личности для устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (глава 18) // Теоретико-методологические основания развития дошкольного, общего среднего и специального образования в Республике Беларусь: монография в 2 ч. Ч.2 / А.Л. Давидович [и др.] ; под науч. ред. В.Ф. Русецкого. – Минск: Национальный институт образования, 2023. – С. 75 – 102.
- Хруль, О. С. Этапы реализации идей инклюзии в системе специального образования в Республике Беларусь / О. С. Хруль, Н.Г. Еленский // Педагогическая наука и образование. – 2023. – № 4. – С. 17–26.
- Хруль, О. С. Ресурсный центр инклюзивного образования: организационно-содержательные аспекты / О. С. Хруль, Е.В. Рахманова // Педагогическая наука и образование. – 2024. – № 1. – С. 29–40.
|