Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, белорусский язык)


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Методика обучения русскому и белорусскому языкам в системе общего среднего образования Республики Беларусь.
Теория и методика преподавания риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования.
С 1980 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Мурина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь.
Общие сведения о руководителе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Волочко Анна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор.
Более 50, из них 6 докторов наук, 45 кандидатов наук, 6 отличников образования. Работают не только в Республике Беларусь, но и в Азербайджане, Сербии, Польше, Израиле и Китае.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Разработанная Л. А. Муриной теоретико-методологическая база обучения языку и речи в учреждениях общего среднего образования Беларуси позволила отечественной лингвометодике подняться на качественно новый научный уровень, востребованный практикой обучения. В современном научно-методическом обеспечении процесса обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования реализуется идея синтеза языкового, речевого, коммуникативного, лингвокультурологического и социокультурного развития учащихся на основе усвоения знаний о системе языка на всех его уровнях и правил функционирования языковых средств в речи; знаний речеведческой теории и правил речевого общения; жанрово-стилистических знаний с выраженной коммуникативной направленностью; лингвокультурологических знаний о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения духовной культуры белорусского и русского народов. Методическая система учебных и учебно-методических пособий по белорусскому и русскому языкам формирует необходимый комплекс учебно-языковых и коммуникативно-речевых умений и обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и научно-методического обеспечения процесса обучения белорусскому и русскому языкам в контексте компетентностного подхода, имеющего практико-ориентированный характер и направленного на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных компетенций, что соответствует основным направлениям современных научных исследований и потребностям образовательной практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности).
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Разработано и внедрено в образовательный процесс научно-методическое обеспечение обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования: концепции учебных предметов «Русский язык», «Белорусский язык», образовательные стандарты, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся, программы вступительных испытаний и экзаменационные материалы, учебно-методические комплексы для организации и проведения факультативных занятий, контрольно-измерительные материалы (сборники диктантов, изложений), электронные образовательные ресурсы, учебники и учебно-методические пособия нового поколения.
Внедрение:Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. Научно-методическое обеспечение по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык» для V–ХI классов используется в практике обучения языкам в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь, способствует формированию у учащихся системы знаний о языке и речи, способности эффективно пользоваться языком во всех видах речевой деятельности, развитию интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Перспективы научных исследований связаны с повышением качества языкового образования в Республике Беларусь.
Основные научные публикации:Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

Опубликовано более 500 работ теоретико-практической направленности по проблемам преподавания русского и белорусского языков и риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования.
Диссертации

  1. Гамеза, Л. М. Методыка вывучэння беларускай лексікі і ўзбагачэння слоўнікавага запасу школьнікаў 5–6 класаў :  дыс. … канд.пед.навук : 13.00.01 / Л. М. Гамеза. – Мінск, 1992.
  2. Якуба, С. М. Лінгваметадычныя асновы вывучэння словаўтварэння на ўроках беларускай мовы ў V–VI класах школ Беларусі : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.01 / С. М. Якуба. – Мінск, 1992.
  3. Рубаник, Т. В. Обучение школьников 6 класса написанию остросюжетных рассказов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Рубаник. – Минск, 1999.
  4. Мальцевич, Т. В. Методика обучения школьников X–XI классов написанию аналитических текстов публицистического стиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Мальцевич. – Минск, 2001.
  5. Саникович, И. М. Методика обучения школьников IX–X классов написанию сочинений-рассуждений на литературную тему : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. М. Саникович. – Минск, 2001.
  6. Дылеўская, В. Ю. Методыка параўнальнага вывучэння беларускай літаратуры ў VIII–X класах сярэдняй школы : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.01 / В. Ю. Дылеўская. –   Мінск, 2003.
  7. Валочка, Г. М. Лінгваметадычная сістэма развіцця звязнага маўлення школьнікаў пры навучанні беларускай мове : дыс. … доктара пед. навук : 13.00.01 / Г. М. Валочка. – Мінск, 2008.
  8. Гамеза, Л. М. Комплексная метадычная сістэма ўзбагачэння слоўнікавага запасу школьнікаў у працэсе навучання беларускай мове : дыс. … доктара пед. навук : 13.00.01 / Л. М. Гамеза. – Мінск, 2009.
  9. Русецкий, В. Ф. Лингво-методическая система формирования речевой культуры студентов-филологов 1–2 курсов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В. Ф. Русецкий. – Минск, 1994.
  10. Русецкий, В. Ф. Теория и практика формирования профессиональной коммуникативной компетенции учителя-филолога в педагогическом вузе : (на материале лингвистических дисциплин): дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / В. Ф. Русецкий. – Минск, 2002.
  11. Галкина, Г. В. Лингвометодическая система диагностики и контроля уровня языковой и речевой подготовки учащихся V–IX классов по русскому языку: дис. … канд. пед. наук: специальность 13.00.02 / Г. В. Галкина. – Минск, 2014.
  12. Зелянко, В.У. Методыка навучання беларускай мове на основе лінгвакультуралагічнага падыходу (10–11 кл.) : дыс. … канд. пед. навук: 13.00.02 / В.У. Зелянко. – Мінск, 2010.
  13. Зелянко, В. У. Лінгваметадычная сістэма навучання беларускай арфаграфіі ва ўзаемасувязі з развіццём культуры маўлення вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі (5–11 класы) :  дыс. … доктара пед. навук : 13.00.02 / В. У. Зелянко. – Мінск, 2017.
  14. Николаенко, С. В. Лингвометодическая система социокультурного развития учащихся на основе овладения ценностями белорусской культуры в контексте изучения русского языка (V–XI классы) : дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / С. В. Николаенко. – Минск, 2016.
  15. Лазуркин, А. А. Формирование предметных компетенций учащихся по русскому языку с использованием учебных словарей (5–9-е классы) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. А. Лазуркин. – Минск, 2019.
  16. Праскаловіч, В. У. Развіццё літаратурна-творчых здольнасцей вучняў V класа ў працэсе вывучэння фальклору : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.02 / В. У. Праскаловіч. – Мінск, 2000.
  17. Праскаловіч, В. У. Тэарэтыка-метадычная сістэма сродкаў культуратворчага развіцця вучняў V–XI класаў у працэсе навучання беларускай літаратуры :  дыс. … доктар. пед. навук : 13.00.02 / В. У. Праскаловіч. – Мінск, 2015.
  18. Худенко, Л. А.. Методическая система средств лингвокультурологического развития учащихся V–XI классов в процессе обучения русскому языку: дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / Л. А. Худенко. – Минск, 2012.
  19. Хомич, Г. В. Методика формирования системы коммуникативных качеств речи у студентов-филологов в процессе взаимосвязанного изучения стилистики и культуры речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. В. Хомич. – Минск, 2017.
  20. Васюковіч, Л. С. Лінгваметадычная сістэма інтэграванага фарміравання прадметных і метапрадметных кампетэнцый навучэнцаў сродкамі ўніверсальнага вучэбнага тэксту сучаснага падручніка беларускай мовы : дыс. ... док. пед. наук : 13.00.02 / Л. С. Васюковіч. – Минск, 2022.