Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, белорусский язык)
Научное направление Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. |
Методика обучения русскому и белорусскому языкам в системе общего среднего образования Республики Беларусь. Теория и методика преподавания риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования. С 1980 г. по настоящее время. |
Общие сведения об основателе научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. |
Мурина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь. |
Общие сведения о руководителе научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. Количественный и квалификационный состав участников: Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования). |
Волочко Анна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор. Более 50, из них 6 докторов наук, 45 кандидатов наук, 6 отличников образования. Работают не только в Республике Беларусь, но и в Азербайджане, Сербии, Польше, Израиле и Китае. |
Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования. |
Разработанная Л. А. Муриной теоретико-методологическая база обучения языку и речи в учреждениях общего среднего образования Беларуси позволила отечественной лингвометодике подняться на качественно новый научный уровень, востребованный практикой обучения. В современном научно-методическом обеспечении процесса обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования реализуется идея синтеза языкового, речевого, коммуникативного, лингвокультурологического и социокультурного развития учащихся на основе усвоения знаний о системе языка на всех его уровнях и правил функционирования языковых средств в речи; знаний речеведческой теории и правил речевого общения; жанрово-стилистических знаний с выраженной коммуникативной направленностью; лингвокультурологических знаний о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения духовной культуры белорусского и русского народов. Методическая система учебных и учебно-методических пособий по белорусскому и русскому языкам формирует необходимый комплекс учебно-языковых и коммуникативно-речевых умений и обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности. |
Актуальность исследований: Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. |
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и научно-методического обеспечения процесса обучения белорусскому и русскому языкам в контексте компетентностного подхода, имеющего практико-ориентированный характер и направленного на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных компетенций, что соответствует основным направлениям современных научных исследований и потребностям образовательной практики. Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности). |
Основные научные результаты: Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов. |
Разработано и внедрено в образовательный процесс научно-методическое обеспечение обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования: концепции учебных предметов «Русский язык», «Белорусский язык», образовательные стандарты, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся, программы вступительных испытаний и экзаменационные материалы, учебно-методические комплексы для организации и проведения факультативных занятий, контрольно-измерительные материалы (сборники диктантов, изложений), электронные образовательные ресурсы, учебники и учебно-методические пособия нового поколения. |
Внедрение:Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. | Научно-методическое обеспечение по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык» для V–ХI классов используется в практике обучения языкам в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь, способствует формированию у учащихся системы знаний о языке и речи, способности эффективно пользоваться языком во всех видах речевой деятельности, развитию интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся. |
Перспективность развития научного направления: Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления. |
Перспективы научных исследований связаны с повышением качества языкового образования в Республике Беларусь. |
Основные научные публикации:Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы. |
Опубликовано более 500 работ теоретико-практической направленности по проблемам преподавания русского и белорусского языков и риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования.
|