Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Специальная (коррекционная) педагогика.
С 1991 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Калинина Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент.
Общие сведения о руководите научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Лещинская Татьяна Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Более 15 участников, из них 6 кандидатов наук.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Антропоцентрический подход;
онтогенетический подход;
коррекционно-развивающий подход;
деятельностно-системный подход;
компетентностный подход.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности): ранняя коррекция нарушений развития в соответствии с общими закономерностями типичного онтогенеза; коррекционно-развивающая помощь для нормализации жизни ребенка, которая служит созданию условий жизни, максимально приближающихся к нормальным и обеспечивающих развитие, включение в социальное взаимодействие с первых дней жизни; стимулирование активности и самовыражения ребенка дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в доступных видах деятельности.
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Ранняя коррекционно-развивающая помощь, социализация и интеграция; программно-методическое обеспечение специального дошкольного образования. В содержании образования детей дошкольного возраста усилен коррекционно-воспитательный аспект; научно обоснованы: ранняя социализация, индивидуальная работа.
Внедрение:
Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический.
Осуществление ранней коррекционно-развивающей помощи, социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития; повышение трудовой занятости родителей; усиление толерантности общества.
Перспективность развития научного направления:Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки
Основные научные публикации:

Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

научного направления.

Разработка педагогического инструментария и коррекционно-методического обеспечения ранней коррекционно-педагогической помощи (от рождения до трех лет):

  • программно-методических комплексов по коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;
  • программно-методического обеспечения индивидуальной коррекционно-педагогической работы;
  • критериев и показателей оценки качества коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Диссертации

  1. Захарова Ю. Н. «Содержание и методика обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью декоративному рисованию (на основе белорусских художественных техник)», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Калинина Е.М.
  2. Кислякова Ю. Н. «Формирование социально-бытовой компетенции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Калинина Е. М.
  3. Клезович О. В. «Содержание и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Калинина Е. М.
  4. Оглоблина И. Ю. «Формирование знаний о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика, н.р. – Калинина Е. М.

Научные публикации

  1. Социальное развитие и адаптация в обществе лиц с психофизическими нарушениями: коллективная монография / И. М. Бобла [и др.]. – Гродно : ЮрСаПринт, 2018. – 321 с.
  2. Захарова, Ю. В. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста: пособие / Ю. В. Захарова. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : БГПУ, 2018. – 140 с.
  3. Захарова, Ю. В. Коррекционная направленность эстетического воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Ю. В. Захарова // Специальная адукацыя. – 2019. – № 5. – С. 21–28.
  4. Кислякова, Ю. Н. Документационное обеспечение педагогической деятельности учителя-дефектолога / Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Козловская // Пралеска. – 2019. – № 1. – С.7–14.
  5. Кислякова, Ю. Н. Ценностно-смысловые аспекты воспитания детей c особенностями психофизического развития / Ю. Н. Кислякова // Спецыяльная адукацыя. – 2018. – № 6. – С. 21–28.
  6. Ляшчынская, Т. Л. Навучанне грамаце дзяцей з легкай інтэлектуальнай недастатковасцю / Т. Л. Ляшчынская, А. А. Чэркас // Пачатковая школа. – 2019. – № 4 (328). – С. 54–59.
  7. Захарова, Ю. В. Специальные условия организации занятий по аппликации с воспитанниками с интеллектуальной недостаточностью / Ю. В. Захарова // Спецыяльная адукацыя. – 2023. – № 3. – С. 20–28.
  8. Захарова, Ю. В. Коррекционно-педагогический потенциал процесса обучения декоративному рисованию воспитанников в условиях интегрированного обучения и воспитания / Актуальные проблемы современного образования : монография / Н.И. Бумаженко [и др.] ; под общ. ред. Н.И. Бумаженко, Е.Я. Аршанского. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2023. – С. 194 – 212.
  9. Кислякова, Ю. Н. Трансформация содержания переподготовки педагогических работников в контексте реализации принципа инклюзии в образовании / Ю. Н. Кислякова // Качество непрерывного педагогического образования: методология, стратегии, подходы [Электронный ресурс] : Междунар. науч.-практ. конференция, Минск, 5 марта 2024 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Академия образования. – Минск, 2024. – С. 234-238.