Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Коррекционная педагогика и специальная психология (логопедия, логопсихология).
С 2004 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Зайцева Людмила Афанасьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Более 20 участников, из них 5 кандидатов наук.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Исследования базируются на следующих теоретико-методологических подходах: этиопатогенетический, онтогенетический, дифференцированный, системный, компетентностный, аксиологический, личностно ориентированный.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности).
Дети с нарушениями речи являются самой многочисленной группой из числа детей с особенностями психофизического развития. Широкая распространенность речевых нарушений становится для общества дополнительным источником серьезных проблем, связанных с дезадаптацией лиц с тяжелыми нарушениями речи, а следовательно, со снижением качества трудовых ресурсов. Своевременные профилактика и устранение речевых нарушений являются актуальной проблемой логопедии и логопсихологии.
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Проблемы, затрагиваемые в научных исследованиях: ранняя коррекционно-развивающая помощь детям с психофизическими нарушениями; социальное развитие детей с фактором риска в речевом развитии, тяжелыми нарушениями речи и социальная адаптация их в обществе; профилактика и устранение заикания; обучение русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи на компетентностной основе.
Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с психофизическими нарушениями позволяет в полной мере использовать сенситивные периоды становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психофизического развития ребенка, а следовательно, снизить степень социальной недостаточности. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии, предупреждает возникновение тяжелых нарушений речи, позволяет более эффективно компенсировать нарушения в их психофизическом развитии и тем самым предупреждать нарушения в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере, что способствует улучшению качества жизни.
Социальное развитие рассматривается в качестве органической части коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. Определение специальных условий и содержания коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие социальных связей детей с учетом структуры речевого нарушения, эффективная организация жизнедеятельности ребенка в ситуациях образовательного процесса являются важнейшим фактором предупреждения и коррекции социально-психологического неблагополучия, что положительно сказывается на его социальной адаптации и интеграции в обществе.
Одним из наиболее сложных речевых расстройств, которое сопровождается социальной декомпенсацией, а иногда приводит к трудопотерям, является заикание. Поэтому его предупреждение и устранение имеет большое практическое значение. Психолого-педагогическое изучение заикающихся, направленное на выявление конкретных неблагоприятных факторов микросреды, влияющих на появление и устранение заикания, позволило обосновать направленность и систему мероприятий по нормализации окружающей среды заикающихся с целью повышения эффективности его устранения.
Тяжелые нарушения речи создают трудности не только в сфере общения, в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, но и в овладении программным содержанием специальной общеобразовательной школы и прежде всего родным языком. Ключевой при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи родному языку стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход к обучению языку, позволивший выявить уровень владения обучаемого языком, выдвигает на первое место умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности; во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков; при необходимости разрешать собственные проблемы.
Внедрение:
Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический.
Результаты исследований отражены в 150 публикациях (в том числе программах и учебно-методических пособиях для учреждений высшего образования, учебных пособиях для специальных образовательных школ, программах образовательных учреждений, пособиях для педагогов учреждений специального дошкольного образования и специальных общеобразовательных школ, научных статьях).
Результаты исследований внедрены в практику специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; специальных общеобразовательных школ, специальных групп (классов) интегрированного обучения и воспитания; организаций здравоохранения.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Ранняя диагностика, прежде всего дифференциальная, являясь залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, связана с задачей эффективной и своевременной профилактики и коррекции вторичных нарушений психосоциального развития детей разных категорий с психофизическими нарушениями.
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволит ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (знания о языке, его устройстве, владение нормами литературного языка), речекоммуникативном (владение языковыми средствами), лингвокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
Основные научные публикации:
Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

Диссертации

  1. Баль Н. Н. «Дифференцированный подход к преодолению аграмматизма у учащихся с тяжелыми нарушениями речи», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия), н.р. – Зайцева Л.А.
  2. Сыс Л. А. «Формирование коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия), н.р. – Зайцева Л.А.
  3. Зайцев И. С. «Методика педагогической профилактики социальной дезадаптации старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия), н.р. – Логинова И.Н.

Научные публикации

  1. Баль, Н. Н. Логопедическое домино для коррекции нарушений письменной речи у младших школьников / Н. Н. Баль. – Минск, 2018.
  2. Баль, Н. Н. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в  учреждениях общего среднего образования (I ступень) с учетом инклюзивных подходов / Н. Н. Баль. – Минск, 2018.
  3. Зайцева, Л. А. Специфика симптоматики и коррекционных занятий по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 4. – С. 85–94.
  4. Зайцев, И. С. Социализация и социальная адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи: теоретический аспект / И. С. Зайцев, О. Ф. Валькович // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 16 / рэдкал.: А.М. Манастырны (гал. рэд.) [і інш.]; ДУА «Акадэмія паслядыплом. адукацыі». – Минск: АПО, 2018. – С. 80–87.
  5. Зайцев, И. С. Потенциальные возможности социального развития детей с нарушением речи в аспекте позитивной психологии и педагогики / И.С. Зайцев // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 3 (24). С. 80–87.
  6. Зайцев, И.С.Что надо знать о детях с тяжелыми нарушениями речи? // И.С. Зайцев, Л. А. Зайцева, Н. Г. Еленский // – Пачатковая школа – 2020 – №3 – С. 51 – 54
  7. Зайцев, И.С. Теоретико-методологические основы профессионального самоопределения лиц с тяжелыми нарушениями речи / И.С. Зайцев, Н.Г. Еленский // Педагогическая наука и образование – 2021 – № 2 – С. 92 – 99
  8. Зайцев, И.С. Теоретико-методологические основания педагогической системы профессионально-личностного самоопределения старших школьников с тяжёлыми нарушениями речи / И.С. Зайцев // Педагогическая наука и образование. – 2023. – № 4. – С. 32 – 39.