Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи
Научное направление Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. |
Коррекционная педагогика и специальная психология (логопедия, логопсихология). С 2004 г. по настоящее время. |
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы: Ф. И. О., ученая степень, ученое звание. |
Зайцева Людмила Афанасьевна, кандидат педагогических наук, доцент. |
Количественный и квалификационный состав участников: Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования). |
Более 20 участников, из них 5 кандидатов наук. |
Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования. |
Исследования базируются на следующих теоретико-методологических подходах: этиопатогенетический, онтогенетический, дифференцированный, системный, компетентностный, аксиологический, личностно ориентированный. |
Актуальность исследований: Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. |
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности). Дети с нарушениями речи являются самой многочисленной группой из числа детей с особенностями психофизического развития. Широкая распространенность речевых нарушений становится для общества дополнительным источником серьезных проблем, связанных с дезадаптацией лиц с тяжелыми нарушениями речи, а следовательно, со снижением качества трудовых ресурсов. Своевременные профилактика и устранение речевых нарушений являются актуальной проблемой логопедии и логопсихологии. |
Основные научные результаты: Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов. |
Проблемы, затрагиваемые в научных исследованиях: ранняя коррекционно-развивающая помощь детям с психофизическими нарушениями; социальное развитие детей с фактором риска в речевом развитии, тяжелыми нарушениями речи и социальная адаптация их в обществе; профилактика и устранение заикания; обучение русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи на компетентностной основе. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с психофизическими нарушениями позволяет в полной мере использовать сенситивные периоды становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психофизического развития ребенка, а следовательно, снизить степень социальной недостаточности. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии, предупреждает возникновение тяжелых нарушений речи, позволяет более эффективно компенсировать нарушения в их психофизическом развитии и тем самым предупреждать нарушения в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере, что способствует улучшению качества жизни. Социальное развитие рассматривается в качестве органической части коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. Определение специальных условий и содержания коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие социальных связей детей с учетом структуры речевого нарушения, эффективная организация жизнедеятельности ребенка в ситуациях образовательного процесса являются важнейшим фактором предупреждения и коррекции социально-психологического неблагополучия, что положительно сказывается на его социальной адаптации и интеграции в обществе. Одним из наиболее сложных речевых расстройств, которое сопровождается социальной декомпенсацией, а иногда приводит к трудопотерям, является заикание. Поэтому его предупреждение и устранение имеет большое практическое значение. Психолого-педагогическое изучение заикающихся, направленное на выявление конкретных неблагоприятных факторов микросреды, влияющих на появление и устранение заикания, позволило обосновать направленность и систему мероприятий по нормализации окружающей среды заикающихся с целью повышения эффективности его устранения. Тяжелые нарушения речи создают трудности не только в сфере общения, в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, но и в овладении программным содержанием специальной общеобразовательной школы и прежде всего родным языком. Ключевой при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи родному языку стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход к обучению языку, позволивший выявить уровень владения обучаемого языком, выдвигает на первое место умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности; во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков; при необходимости разрешать собственные проблемы. |
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. |
Результаты исследований отражены в 150 публикациях (в том числе программах и учебно-методических пособиях для учреждений высшего образования, учебных пособиях для специальных образовательных школ, программах образовательных учреждений, пособиях для педагогов учреждений специального дошкольного образования и специальных общеобразовательных школ, научных статьях). Результаты исследований внедрены в практику специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; специальных общеобразовательных школ, специальных групп (классов) интегрированного обучения и воспитания; организаций здравоохранения. |
Перспективность развития научного направления: Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления. |
Ранняя диагностика, прежде всего дифференциальная, являясь залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, связана с задачей эффективной и своевременной профилактики и коррекции вторичных нарушений психосоциального развития детей разных категорий с психофизическими нарушениями. Компетентностный подход к обучению русскому языку позволит ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (знания о языке, его устройстве, владение нормами литературного языка), речекоммуникативном (владение языковыми средствами), лингвокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе). |
Основные научные публикации: Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы. |
Диссертации
Научные публикации
|