Методические рекомендации
Скачать документ
 
по использованию технологий искусственного интеллекта
в образовательном процессе учреждений общего среднего образования
Материалы финалистов конкурса
Перейти к материалам ИИ
методических разработок с использованием технологий ИИ
Онлайн-встречи с победителями и лауреатами
Перейти к онлайн-встречам ИИ
 
конкурса методических разработок с использованием технологий ИИ
@media (max-width: 900px) { div[style*='display: flex; flex-wrap: wrap;'] {flex-direction: column !important; gap: 0 !important;} div[style*='flex: 1 1 310px;'], div[style*='flex: 2 1 590px;'] {max-width:100%!important;min-width:0!important;} div[style*='display: flex; flex-direction: row; gap: 22px;'] {flex-direction: column !important;} }
Современные технологии искусственного интеллекта (ИИ)
становятся все более доступными для широкого круга пользователей, поскольку не требуют использования специального оборудования, а также углубленных знаний в области информационных технологий. Это открывает новые возможности для их применения в образовательной практике.
Технологии ИИ могут быть полезны при разработке различных учебных и иных материалов, например, планов учебных занятий, презентаций, учебных заданий, тестов, рабочих листов, интеллект-карт, сценариев мероприятий. Они позволяют адаптировать материалы для учащихся с особыми образовательными потребностями, способствуют повышению мотивации обучающихся и развивают их цифровые компетенции. Применение технологий ИИ может обеспечить педагогам значительную экономию времени при подготовке к занятиям. Однако всегда необходимо проверять и критически оценивать предлагаемые ИИ материалы.
Технологии ИИ – это «ИИнструмент», способный существенно помочь педагогу, но не взять на себя все его профессиональные функции.
С целью стимулирования и распространения педагогического и методического опыта в области применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе в апреле–мае 2025 года в государственном учреждении образования «Академия образования» проводился конкурс методических разработок с использованием технологий ИИ.
Перечень ИИ

Перечень сетевых сервисов, использующих технологии искусственного интеллекта

(согласовано с ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь)
ВАЖНО! На настоящий момент нейросети используют различные, в том числе открытые сетевые источники информации. Перед использованием в образовательном процессе результаты необходимо тщательно проверить и критически проанализировать, оценив соответствие запросу, достоверность, актуальность, объективность, полноту.
Ниже представлены ссылки на сетевые сервисы, использующие технологии искусственного интеллекта, а также примеры запросов, которые помогут быстро и эффективно создавать проекты учебных и других материалов образовательного назначения.

Работа с текстом
Примеры запросов:
  • Подготовь план урока по предмету «Физика» на тему «Законы Ньютона»
  • Разработай сценарий для новогоднего утренника для учащихся 1 класса
  • Разработай задание для выявления уровня читательской грамотности учеников 5 класса белорусской школы
  • Разработай проект рабочего листа по теме «Творчество А.С. Пушкина»
  • Напиши стихотворение (12 строк) о выпускном классе текущего года (можно указать ключевые события или факты: экскурсии, конкурсы, увлечения и пр.)
  • Переведи текст научной статьи на русский язык
  • Напиши обоснование актуальности формирования у учащихся навыков безопасной работы в Интернет (2 страницы)
  • Разработай план выступления на педагогическом совете на тему «Использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе»
  • Разработай вопросы теста по теме «Артикли в английском языке» (5 - низкого уровня сложности, 3- среднего, 2 – высокого)
  • Структурируй предложенный текст (разбей на 4 подраздела и озаглавь их)
  • Придумай эффектный заголовок для текста
  • Сократи текст в 2 раза без потери смысла
Задание для развития критического мышления учащихся: изучить и критически оценить текст, созданный нейросетью. Критерии: достоверность, актуальность, отсутствие ошибок, логичность, отсутствие «воды».
Работа с изображениями
Примеры запросов:
  • Создай логотип для школьного конкурса
  • Создай обложку для выпускного альбома
  • Нарисуй картину с героями рассказа «Каштанка» в стиле Репина
  • Создай уникального персонажа для сторителлинга
  • Создай комикс для объяснения теоремы Пифагора
Задание: определить, создано ли изображение нейросетью, художником или является фотографией. Критерии: достоверность, детали, повторяющиеся элементы, перспектива и пр.
Работа с видео
Примеры запросов:
  • Улучшить качество видеозаписи
  • Создать видео для объяснения закона Ома
Работа с речью
Примеры использования:
  • Sound Type AI — Преобразование аудио в текст (для учащихся с ослабленным слухом)
  • FreeTTS — Преобразование текста в аудио (для учащихся с ослабленным зрением)
  • Clipchamp — Создание субтитров для видео (для учащихся с ослабленным слухом)
Создание интеллект-карт
Примеры запросов:
  • Создать интеллект-карту по теме «Здоровый образ жизни»
Создание инфографики
Примеры запросов:
  • Используя показатели участия учащихся в учебных олимпиадах, создай инфографику
Создание форм, опросов, викторин
Примеры запросов:
  • Викторина по заданной теме на основе предложенного текста
@media (max-width: 1050px) { div[style*='display: flex; flex-wrap: wrap;'] {flex-direction: column !important; gap: 0 !important;} div[style*='flex:1 1 340px;'] {max-width:100%!important;min-width:0!important;} }

Государственное учреждение образования «Академия образования» осуществляет набор слушателей для переподготовки по специальности 9-09-0114-13 «Педагогическая деятельность специалистов» с присвоением квалификации «Преподаватель» за счет средств республиканского бюджета в заочной форме получения образования.

Цель переподготовки –формирование базовых и специализированных компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности (см. Образовательный стандарт специальности 9-09-0114-13 «Педагогическая деятельность специалистов», квалификация «Преподаватель», с. 14-15).

Содержание обучения включает комплекс педагогических, психологических, общественных дисциплин, обеспечивающих современный уровень компетентности педагога (см. Образовательный стандарт специальности 9-09-0114-13 «Педагогическая деятельность специалистов», квалификация «Преподаватель», с. 16-20).

Организация обучения. Учебный план переподготовки включает 4 этапа. На каждом этапе предусмотрено очное присутствие: учебные занятия (лекции, практические занятия, круглые столы, учебные деловые игры и пр.), промежуточная аттестация (экзамены, зачеты, курсовые работы и пр.). Запланирована также стажировка, которая позволит применить полученные знания и умения на практике.

Самостоятельная работа осуществляется в электронной среде дистанционного обучения Академии образования, с использованием комплектов цифровых образовательных ресурсов.

Реализует образовательную программу переподготовки по данной специальности профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики и менеджмента образования, среди которых 1 доктор наук, 4 кандидата наук. Отдельные дисциплины обеспечиваются кафедрами психологии, содержания и методов воспитания, специальной и инклюзивной педагогики.

Выдается диплом государственного образца.

Сроки обучения: идет прием документов

Контактный телефон: 8(017) 379 78 35

Контактное лицо: Бохан Елена Альбертовна.

Государственное учреждение образования «Академия образования» осуществляет набор слушателей для переподготовки по специальности 9-09-0114-13 «Педагогическая деятельность специалистов» с присвоением квалификации «Преподаватель» за счет средств республиканского бюджета в дистанционной форме получения образования.

Цель переподготовки –формирование базовых и специализированных компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности (см. Образовательный стандарт специальности 9-09-0114-13 «Педагогическая деятельность специалистов», квалификация «Преподаватель», с. 14-15).

Содержание обучения включает комплекс педагогических, психологических, общественных дисциплин, обеспечивающих современный уровень компетентности педагога (см. Образовательный стандарт специальности 9-09-0114-13 «Педагогическая деятельность специалистов», квалификация «Преподаватель», с. 16-20).

Организация обучения. Учебные занятия организуются в онлайн-режиме, с использованием средств видеоконференций. Самостоятельная работа осуществляется в электронной среде дистанционного обучения Академии образования, с использованием комплектов цифровых образовательных ресурсов.

Учебный план переподготовки включает 4 этапа. На каждом этапе предусмотрена промежуточная аттестация (экзамены, зачеты, курсовые работы и пр.) в удаленном режиме. Запланирована также стажировка (4 недели), которая позволит применить полученные знания и умения на практике. Итоговая аттестация (государственный экзамен) проходит очно, с обязательным личным присутствием слушателей в Академии образования.

Реализует образовательную программу переподготовки по данной специальности профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики и менеджмента образования, среди которых 1 доктор наук, 4 кандидата наук. Отдельные дисциплины обеспечиваются кафедрами психологии, содержания и методов воспитания, специальной и инклюзивной педагогики.

Выдается диплом государственного образца.

Сроки обучения: идет прием документов

Контактный телефон: 8(017) 379 78 35

Контактное лицо: Бохан Елена Альбертовна.