Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Коррекционная педагогика и специальная психология (логопедия, логопсихология).
С 2004 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Зайцева Людмила Афанасьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Более 20 участников, из них 5 кандидатов наук.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Исследования базируются на следующих теоретико-методологических подходах: этиопатогенетический, онтогенетический, дифференцированный, системный, компетентностный, аксиологический, личностно ориентированный.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности).
Дети с нарушениями речи являются самой многочисленной группой из числа детей с особенностями психофизического развития. Широкая распространенность речевых нарушений становится для общества дополнительным источником серьезных проблем, связанных с дезадаптацией лиц с тяжелыми нарушениями речи, а следовательно, со снижением качества трудовых ресурсов. Своевременные профилактика и устранение речевых нарушений являются актуальной проблемой логопедии и логопсихологии.
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Проблемы, затрагиваемые в научных исследованиях: ранняя коррекционно-развивающая помощь детям с психофизическими нарушениями; социальное развитие детей с фактором риска в речевом развитии, тяжелыми нарушениями речи и социальная адаптация их в обществе; профилактика и устранение заикания; обучение русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи на компетентностной основе.
Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с психофизическими нарушениями позволяет в полной мере использовать сенситивные периоды становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психофизического развития ребенка, а следовательно, снизить степень социальной недостаточности. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии, предупреждает возникновение тяжелых нарушений речи, позволяет более эффективно компенсировать нарушения в их психофизическом развитии и тем самым предупреждать нарушения в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере, что способствует улучшению качества жизни.
Социальное развитие рассматривается в качестве органической части коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. Определение специальных условий и содержания коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие социальных связей детей с учетом структуры речевого нарушения, эффективная организация жизнедеятельности ребенка в ситуациях образовательного процесса являются важнейшим фактором предупреждения и коррекции социально-психологического неблагополучия, что положительно сказывается на его социальной адаптации и интеграции в обществе.
Одним из наиболее сложных речевых расстройств, которое сопровождается социальной декомпенсацией, а иногда приводит к трудопотерям, является заикание. Поэтому его предупреждение и устранение имеет большое практическое значение. Психолого-педагогическое изучение заикающихся, направленное на выявление конкретных неблагоприятных факторов микросреды, влияющих на появление и устранение заикания, позволило обосновать направленность и систему мероприятий по нормализации окружающей среды заикающихся с целью повышения эффективности его устранения.
Тяжелые нарушения речи создают трудности не только в сфере общения, в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, но и в овладении программным содержанием специальной общеобразовательной школы и прежде всего родным языком. Ключевой при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи родному языку стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход к обучению языку, позволивший выявить уровень владения обучаемого языком, выдвигает на первое место умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности; во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков; при необходимости разрешать собственные проблемы.
Внедрение:
Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический.
Результаты исследований отражены в 150 публикациях (в том числе программах и учебно-методических пособиях для учреждений высшего образования, учебных пособиях для специальных образовательных школ, программах образовательных учреждений, пособиях для педагогов учреждений специального дошкольного образования и специальных общеобразовательных школ, научных статьях).
Результаты исследований внедрены в практику специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; специальных общеобразовательных школ, специальных групп (классов) интегрированного обучения и воспитания; организаций здравоохранения.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Ранняя диагностика, прежде всего дифференциальная, являясь залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, связана с задачей эффективной и своевременной профилактики и коррекции вторичных нарушений психосоциального развития детей разных категорий с психофизическими нарушениями.
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволит ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (знания о языке, его устройстве, владение нормами литературного языка), речекоммуникативном (владение языковыми средствами), лингвокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
Основные научные публикации:
Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

Диссертации

  1. Баль Н. Н. «Дифференцированный подход к преодолению аграмматизма у учащихся с тяжелыми нарушениями речи», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия), н.р. – Зайцева Л.А.
  2. Сыс Л. А. «Формирование коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия), н.р. – Зайцева Л.А.
  3. Зайцев И. С. «Методика педагогической профилактики социальной дезадаптации старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия), н.р. – Логинова И.Н.

Научные публикации

  1. Баль, Н. Н. Логопедическое домино для коррекции нарушений письменной речи у младших школьников / Н. Н. Баль. – Минск, 2018.
  2. Баль, Н. Н. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в  учреждениях общего среднего образования (I ступень) с учетом инклюзивных подходов / Н. Н. Баль. – Минск, 2018.
  3. Зайцева, Л. А. Специфика симптоматики и коррекционных занятий по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 4. – С. 85–94.
  4. Зайцев, И. С. Социализация и социальная адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи: теоретический аспект / И. С. Зайцев, О. Ф. Валькович // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 16 / рэдкал.: А.М. Манастырны (гал. рэд.) [і інш.]; ДУА «Акадэмія паслядыплом. адукацыі». – Минск: АПО, 2018. – С. 80–87.
  5. Зайцев, И. С. Потенциальные возможности социального развития детей с нарушением речи в аспекте позитивной психологии и педагогики / И.С. Зайцев // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 3 (24). С. 80–87.
  6. Зайцев, И.С.Что надо знать о детях с тяжелыми нарушениями речи? // И.С. Зайцев, Л. А. Зайцева, Н. Г. Еленский // – Пачатковая школа – 2020 – №3 – С. 51 – 54
  7. Зайцев, И.С. Теоретико-методологические основы профессионального самоопределения лиц с тяжелыми нарушениями речи / И.С. Зайцев, Н.Г. Еленский // Педагогическая наука и образование – 2021 – № 2 – С. 92 – 99
  8. Зайцев, И.С. Теоретико-методологические основания педагогической системы профессионально-личностного самоопределения старших школьников с тяжёлыми нарушениями речи / И.С. Зайцев // Педагогическая наука и образование. – 2023. – № 4. – С. 32 – 39.

Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития


Научное направление: Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. Специальная (коррекционная) педагогика.
С 1991 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателях и руководителях научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).

Коноплева Алла Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Лещинская Татьяна Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Хруль Ольга Станиславовна, доктор педагогических наук, доцент.



Более 25 участников, из них 7 кандидатов наук, 1 заслуженный работник образования, 4 отличника образования.

Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Аксиологический подход;
антропоцентрический подход;
синергетический подход;
экзистенциальный подход;
деятельностно-системный подход;
компетентностный подход.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности): интегрированное (инклюзивное) образование лиц с особенностями психофизического развития; коррекция нарушений развития; включение лиц с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие.
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Научные результаты, представленные в совокупности научных и практических трудов, обусловили масштабное преобразование специального образования на основе всеобщей обязательности, интеграции, практической направленности, усиления экономической эффективности;
научно обоснована методология современного специального образования, что позволило разработать Концепцию и Программу его трансформации и определить перспективы дальнейшего развития;
научно обоснована, апробирована и реализована обобщенная модель интегрированного обучения и воспитания; экспертная оценка подтвердила социально-экономический эффект от ее внедрения;
научно обоснованы условия и механизмы повышения качества специального образования, отражающие новые требования к его содержанию и учебно-методическому обеспечению.
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. Создана законодательно-нормативная база специального образования: принят Закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании), разработана нормативная документация (положения об интегрированном обучении, об учреждениях специального образования и т. д.);
открыты и функционируют специальные учреждения нового типа – центры коррекционно-развивающего образования и реабилитации, осуществляющие диагностическую функцию, оказание ранней коррекционно-педагогической помощи детям группы риска (от рождения до трех лет), организующие обучение лиц с тяжелыми множественными нарушениями и оказывающие помощь родителям;
впервые разработан и утвержден общий стандарт специального образования;
разработаны на компетентностной основе и изданы учебные и методические пособия для детей различных нозологических групп.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Инклюзивное образование (методология, модели, учебно-методическое обеспечение);
непрерывное образование лиц с особенностями психофизического развития (пути деинституциализации, содержание);
коррекционно-педагогическая помощь детям с аутистическими нарушениями (нормативная документация, учебно-методическое обеспечение);
воспитание жизнеспособной личности (программно-методическое обеспечение).
Основные научные публикации:
Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

Диссертации

  1. Демьяненок Т.В. «Педагогические условия социальной адаптации детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  2. Ковалец И.В. «Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с аутистическими нарушениями», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  3. Радионова В.И. «Индивидуализация обучения на компетентносной основе детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  4. Таболина Л.В. «Содержание и методика интерактивного обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью (VI – VIII классы)», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  5. Хруль О.С. «Педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях интегрированного обучения», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (тифлопедагогика), н.р. – Коноплева А.Н.

Научные публикации

  1. Коноплева, А. Н. Гуманистический смысл современного образования лиц с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, О. С. Хруль // Веснiк адукацыi. – 2018. – № 6 – С. 39–44.
  2. Коноплева, А. Н. Трансдисциплинарная методология опережающего исследования проблем специальной педагогики / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 1 (22). –  С. 27–35.
  3. Лещинская, Т. Л. Языковое образование лиц с интеллектуальной недостаточностью на компетентностной основе / Т. Л. Лещинская, В. Ч. Хвойницкая // Вестник МГИРО. – 2017. – № 2 (30). – С.16–25.
  4. Лещинская, Т. Л. Обучение и изменение жизненных смыслов взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 39–48.
  5. Ляшчынская, Т. Л. Навучанне грамаце дзяцей з легкай інтэлектуальнай недастатковасцю / Т. Л. Ляшчынская, А. А. Чэркас // Пачатковая школа. – 2019. – № 4 (328). – С. 54–59.
  6. Лещинская, Т. Л. Моделирование функционирования коррекционной работы с учащимися, имеющими легкую интеллектуальную недостаточность / Т. Л. Лещинская, Т. В. Юрок // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 2. – С. 81–88.
  7. Лещинская, Т. Л. Формирование жизненных навыков и развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Советы для родителей) / Т. Л. Лещинская // Веснік адукацыі. – 2019. – № 10. –
    С. 10–16.
  8. Лещинская, Т. Л. Императивы и педагогические реалии обучения обездвиженных и неговорящих детей в домах-интернатах Республики Беларусь / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: научно-методический практический журнал. – 2018. – № 1. – С. 52–58.
  9. Таболина, Л. В. Интерактивные методы обучения как средство повышения мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка / Л. В. Таболина // Веснiк адукацыi. – 2018. – № 3.– С. 17–21.
  10. Таболина, Л. В. Эффективность интерактивного обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью / Л. В. Таболина // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 70–75.
  11. Хруль, О. С. Состояние инклюзивной культуры и принципы ее развития (на примере лиц с особенностями психофизического развития) / О. С. Хруль // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 3 (28). – С. 62–70.
  12. Хруль, О. С. Характеристика толерантности образовательной среды учреждения общего среднего образовния / Н. Г. Еленский, О. С. Хруль // Пачатковая школа. – 2019. – № 9 – С. 10–14.
  13. Хруль, О. С. Современные учебники для детей с нарушениями зрения: особенности адаптации, использование в образовательном процессе / О. С. Хруль // Проблеми сучасного пiдручника : зб.наук.праць / голов. ред. О. М. Топузов. – К. : Педагогiчна думка, 2018. – Вип. 20. – С. 526–536.
  14. Хруль, О.С. Совершенствование социального взаимодействия в специальном и инклюзивном образовании в целях раскрытия потенциалов личности для устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (глава 18) // Теоретико-методологические основания развития дошкольного, общего среднего и специального образования в Республике Беларусь: монография в 2 ч. Ч.2 / А.Л. Давидович [и др.] ; под науч. ред. В.Ф. Русецкого. – Минск: Национальный институт образования, 2023. – С. 75 – 102.
  15. Хруль, О. С. Этапы реализации идей инклюзии в системе специального образования в Республике Беларусь / О. С. Хруль, Н.Г.  Еленский // Педагогическая наука и образование. – 2023. – № 4. – С. 17–26.
  16. Хруль, О. С. Ресурсный центр инклюзивного образования: организационно-содержательные аспекты / О. С. Хруль, Е.В. Рахманова // Педагогическая наука и образование. – 2024. – № 1. – С. 29–40.

Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, белорусский язык)


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Методика обучения русскому и белорусскому языкам в системе общего среднего образования Республики Беларусь.
Теория и методика преподавания риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования.
С 1980 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Мурина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь.
Общие сведения о руководителе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Волочко Анна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор.
Более 50, из них 6 докторов наук, 45 кандидатов наук, 6 отличников образования. Работают не только в Республике Беларусь, но и в Азербайджане, Сербии, Польше, Израиле и Китае.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Разработанная Л. А. Муриной теоретико-методологическая база обучения языку и речи в учреждениях общего среднего образования Беларуси позволила отечественной лингвометодике подняться на качественно новый научный уровень, востребованный практикой обучения. В современном научно-методическом обеспечении процесса обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования реализуется идея синтеза языкового, речевого, коммуникативного, лингвокультурологического и социокультурного развития учащихся на основе усвоения знаний о системе языка на всех его уровнях и правил функционирования языковых средств в речи; знаний речеведческой теории и правил речевого общения; жанрово-стилистических знаний с выраженной коммуникативной направленностью; лингвокультурологических знаний о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения духовной культуры белорусского и русского народов. Методическая система учебных и учебно-методических пособий по белорусскому и русскому языкам формирует необходимый комплекс учебно-языковых и коммуникативно-речевых умений и обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и научно-методического обеспечения процесса обучения белорусскому и русскому языкам в контексте компетентностного подхода, имеющего практико-ориентированный характер и направленного на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных компетенций, что соответствует основным направлениям современных научных исследований и потребностям образовательной практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности).
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Разработано и внедрено в образовательный процесс научно-методическое обеспечение обучения русскому и белорусскому языкам в учреждениях общего среднего образования: концепции учебных предметов «Русский язык», «Белорусский язык», образовательные стандарты, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся, программы вступительных испытаний и экзаменационные материалы, учебно-методические комплексы для организации и проведения факультативных занятий, контрольно-измерительные материалы (сборники диктантов, изложений), электронные образовательные ресурсы, учебники и учебно-методические пособия нового поколения.
Внедрение:Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. Научно-методическое обеспечение по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык» для V–ХI классов используется в практике обучения языкам в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь, способствует формированию у учащихся системы знаний о языке и речи, способности эффективно пользоваться языком во всех видах речевой деятельности, развитию интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Перспективы научных исследований связаны с повышением качества языкового образования в Республике Беларусь.
Основные научные публикации:Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

Опубликовано более 500 работ теоретико-практической направленности по проблемам преподавания русского и белорусского языков и риторики в учреждениях общего среднего и высшего образования.
Диссертации

  1. Гамеза, Л. М. Методыка вывучэння беларускай лексікі і ўзбагачэння слоўнікавага запасу школьнікаў 5–6 класаў :  дыс. … канд.пед.навук : 13.00.01 / Л. М. Гамеза. – Мінск, 1992.
  2. Якуба, С. М. Лінгваметадычныя асновы вывучэння словаўтварэння на ўроках беларускай мовы ў V–VI класах школ Беларусі : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.01 / С. М. Якуба. – Мінск, 1992.
  3. Рубаник, Т. В. Обучение школьников 6 класса написанию остросюжетных рассказов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Рубаник. – Минск, 1999.
  4. Мальцевич, Т. В. Методика обучения школьников X–XI классов написанию аналитических текстов публицистического стиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Мальцевич. – Минск, 2001.
  5. Саникович, И. М. Методика обучения школьников IX–X классов написанию сочинений-рассуждений на литературную тему : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. М. Саникович. – Минск, 2001.
  6. Дылеўская, В. Ю. Методыка параўнальнага вывучэння беларускай літаратуры ў VIII–X класах сярэдняй школы : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.01 / В. Ю. Дылеўская. –   Мінск, 2003.
  7. Валочка, Г. М. Лінгваметадычная сістэма развіцця звязнага маўлення школьнікаў пры навучанні беларускай мове : дыс. … доктара пед. навук : 13.00.01 / Г. М. Валочка. – Мінск, 2008.
  8. Гамеза, Л. М. Комплексная метадычная сістэма ўзбагачэння слоўнікавага запасу школьнікаў у працэсе навучання беларускай мове : дыс. … доктара пед. навук : 13.00.01 / Л. М. Гамеза. – Мінск, 2009.
  9. Русецкий, В. Ф. Лингво-методическая система формирования речевой культуры студентов-филологов 1–2 курсов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В. Ф. Русецкий. – Минск, 1994.
  10. Русецкий, В. Ф. Теория и практика формирования профессиональной коммуникативной компетенции учителя-филолога в педагогическом вузе : (на материале лингвистических дисциплин): дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / В. Ф. Русецкий. – Минск, 2002.
  11. Галкина, Г. В. Лингвометодическая система диагностики и контроля уровня языковой и речевой подготовки учащихся V–IX классов по русскому языку: дис. … канд. пед. наук: специальность 13.00.02 / Г. В. Галкина. – Минск, 2014.
  12. Зелянко, В.У. Методыка навучання беларускай мове на основе лінгвакультуралагічнага падыходу (10–11 кл.) : дыс. … канд. пед. навук: 13.00.02 / В.У. Зелянко. – Мінск, 2010.
  13. Зелянко, В. У. Лінгваметадычная сістэма навучання беларускай арфаграфіі ва ўзаемасувязі з развіццём культуры маўлення вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі (5–11 класы) :  дыс. … доктара пед. навук : 13.00.02 / В. У. Зелянко. – Мінск, 2017.
  14. Николаенко, С. В. Лингвометодическая система социокультурного развития учащихся на основе овладения ценностями белорусской культуры в контексте изучения русского языка (V–XI классы) : дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / С. В. Николаенко. – Минск, 2016.
  15. Лазуркин, А. А. Формирование предметных компетенций учащихся по русскому языку с использованием учебных словарей (5–9-е классы) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. А. Лазуркин. – Минск, 2019.
  16. Праскаловіч, В. У. Развіццё літаратурна-творчых здольнасцей вучняў V класа ў працэсе вывучэння фальклору : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.02 / В. У. Праскаловіч. – Мінск, 2000.
  17. Праскаловіч, В. У. Тэарэтыка-метадычная сістэма сродкаў культуратворчага развіцця вучняў V–XI класаў у працэсе навучання беларускай літаратуры :  дыс. … доктар. пед. навук : 13.00.02 / В. У. Праскаловіч. – Мінск, 2015.
  18. Худенко, Л. А.. Методическая система средств лингвокультурологического развития учащихся V–XI классов в процессе обучения русскому языку: дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / Л. А. Худенко. – Минск, 2012.
  19. Хомич, Г. В. Методика формирования системы коммуникативных качеств речи у студентов-филологов в процессе взаимосвязанного изучения стилистики и культуры речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. В. Хомич. – Минск, 2017.
  20. Васюковіч, Л. С. Лінгваметадычная сістэма інтэграванага фарміравання прадметных і метапрадметных кампетэнцый навучэнцаў сродкамі ўніверсальнага вучэбнага тэксту сучаснага падручніка беларускай мовы : дыс. ... док. пед. наук : 13.00.02 / Л. С. Васюковіч. – Минск, 2022.

Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Специальная (коррекционная) педагогика.
С 1991 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателях научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.

Калинина Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент.

Лещинская Татьяна Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
Более 15 участников, из них 6 кандидатов наук.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Антропоцентрический подход;
онтогенетический подход;
коррекционно-развивающий подход;
деятельностно-системный подход;
компетентностный подход.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности): ранняя коррекция нарушений развития в соответствии с общими закономерностями типичного онтогенеза; коррекционно-развивающая помощь для нормализации жизни ребенка, которая служит созданию условий жизни, максимально приближающихся к нормальным и обеспечивающих развитие, включение в социальное взаимодействие с первых дней жизни; стимулирование активности и самовыражения ребенка дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в доступных видах деятельности.
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Ранняя коррекционно-развивающая помощь, социализация и интеграция; программно-методическое обеспечение специального дошкольного образования. В содержании образования детей дошкольного возраста усилен коррекционно-воспитательный аспект; научно обоснованы: ранняя социализация, индивидуальная работа.
Внедрение:
Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический.
Осуществление ранней коррекционно-развивающей помощи, социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития; повышение трудовой занятости родителей; усиление толерантности общества.
Перспективность развития научного направления:Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки
Основные научные публикации:

Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

научного направления.

Разработка педагогического инструментария и коррекционно-методического обеспечения ранней коррекционно-педагогической помощи (от рождения до трех лет):

  • программно-методических комплексов по коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;
  • программно-методического обеспечения индивидуальной коррекционно-педагогической работы;
  • критериев и показателей оценки качества коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Диссертации

  1. Захарова Ю. Н. «Содержание и методика обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью декоративному рисованию (на основе белорусских художественных техник)», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Калинина Е.М.
  2. Кислякова Ю. Н. «Формирование социально-бытовой компетенции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Калинина Е. М.
  3. Клезович О. В. «Содержание и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Калинина Е. М.
  4. Оглоблина И. Ю. «Формирование знаний о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика, н.р. – Калинина Е. М.

Научные публикации

  1. Социальное развитие и адаптация в обществе лиц с психофизическими нарушениями: коллективная монография / И. М. Бобла [и др.]. – Гродно : ЮрСаПринт, 2018. – 321 с.
  2. Захарова, Ю. В. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста: пособие / Ю. В. Захарова. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : БГПУ, 2018. – 140 с.
  3. Захарова, Ю. В. Коррекционная направленность эстетического воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Ю. В. Захарова // Специальная адукацыя. – 2019. – № 5. – С. 21–28.
  4. Кислякова, Ю. Н. Документационное обеспечение педагогической деятельности учителя-дефектолога / Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Козловская // Пралеска. – 2019. – № 1. – С.7–14.
  5. Кислякова, Ю. Н. Ценностно-смысловые аспекты воспитания детей c особенностями психофизического развития / Ю. Н. Кислякова // Спецыяльная адукацыя. – 2018. – № 6. – С. 21–28.
  6. Ляшчынская, Т. Л. Навучанне грамаце дзяцей з легкай інтэлектуальнай недастатковасцю / Т. Л. Ляшчынская, А. А. Чэркас // Пачатковая школа. – 2019. – № 4 (328). – С. 54–59.
  7. Захарова, Ю. В. Специальные условия организации занятий по аппликации с воспитанниками с интеллектуальной недостаточностью / Ю. В. Захарова // Спецыяльная адукацыя. – 2023. – № 3. – С. 20–28.
  8. Захарова, Ю. В. Коррекционно-педагогический потенциал процесса обучения декоративному рисованию воспитанников в условиях интегрированного обучения и воспитания / Актуальные проблемы современного образования : монография / Н.И. Бумаженко [и др.] ; под общ. ред. Н.И. Бумаженко, Е.Я. Аршанского. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2023. – С. 194 – 212.
  9. Кислякова, Ю. Н. Трансформация содержания переподготовки педагогических работников в контексте реализации принципа инклюзии в образовании / Ю. Н. Кислякова // Качество непрерывного педагогического образования: методология, стратегии, подходы [Электронный ресурс] : Междунар. науч.-практ. конференция, Минск, 5 марта 2024 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Академия образования. – Минск, 2024. – С. 234-238.

Наименование научной школы: Теория и методика обучения и воспитания (белорусский язык)


Научное направление
Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа.
Личностно ориентированная парадигма методики обучения белорусскому языку, направленная на речекоммуникативное, интеллектуальное и лингвокультурологическое развитие поликультурной личности современных учащихся.
С 1990 г. по настоящее время
Общие сведения об основателе и руководителе научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Еленский Николай Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).
10; из них: 9 кандидатов наук, 4 отличника образования.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Антропоцентрический, аксиологический, коммуникативно-деятельностный, компетентностный подходы.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные исследования направлены на совершенствование содержания и технологии обучения белорусскому языку на этапе переосмысления образовательной парадигмы: изучение языка должно быть ориентировано на то, чтобы не только знать его, но и владеть им как средством общения, познания мира и культурной идентификации, что соответствует основным направлениям научных исследований и потребностям образовательной практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности).
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
По теме «Совершенствование содержания и методов начального обучения белорусскому языку в школах с русским языком обучения»: впервые в 1990-е годы на основе коммуникативно-деятельностного подхода разработана новая система обучения белорусскому языку в I–IV классах русскоязычных школ, реализованная в научно-методическом обеспечении образовательного процесса (монографии, учебные программы, учебники, учебно-методические пособия, другие средства обучения).
По отраслевой научно-технической программе «Образование и кадры» (тема «Распрацаваць навукова-метадычнае забеспячэнне выкладання беларускай мовы ў сярэдняй школе (для філалагічных факультэтаў універсітэтаў)») на основе антропоцентрического, аксиологического, коммуникативно-деятельностного, компетентностного подходов разработано новое содержание курса методики обучения белорусскому языку в средней школе для университетов, подготовлено научно-методическое обеспечение: монография, учебные пособия – курс лекций и практикум, тематика дипломных и курсовых работ.
В рамках выполнения Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь (темы «Разработать новые и скорректировать имеющиеся программы специального образования с учетом инклюзивных подходов в образовании», «Разработать научно-педагогические основы создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения») разработаны новое содержание обучения белорусскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи на основе компетентностного подхода и научно-методическое обеспечение: учебная программа, 2 научно-методических пособия, концепция учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения.
Внедрение:
Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический.
Научные результаты внедрены в образовательную практику учреждений общего среднего, специального и высшего образования, что позволило повысить качество обучения и профессиональной подготовки будущих педагогов.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Перспективы исследования в соответствии с научным направлением:
  • исследования в области лингводидактической компаративистики (сравнительный анализ методических систем в европейском контексте);
  • теоретико-методологическое обоснование и разработка содержания, форм и методов интегрированного обучения белорусскому языку и чтению в начальной школе;
  • формирование инклюзивной культуры обучающихся в учреждениях общего среднего образования.
Основные научные публикации:
Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.
Диссертации
  1. Еленский, Н. Г. Формирование производственных навыков учащихся 4-5 классов на уроках белорусского языка и литературы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. Г. Еленский. – Минск, 1981.
  2. Яленскі, М. Г. Лінгваметадычная парадыгма асобасна арыентаванага навучання беларускай мове ў пачатковых класах агульнаадукацыйнай школы :  дыс. … доктара пед. навук : 13.00.02 / М. Г. Яленскі. – Мінск, 2003.
  3. Паўлоўскі, І. І. Педагагічныя асновы і метадычная сістэма навучання беларускай мове ў пачатковых класах :  дыс. … доктар. пед. навук : 13.00.02 / І. І. Паўлоўскі. – Мінск, 2001.
  4. Антонава, Н. У. Методыка ўзаемазвязнага навучання аўдзіраванню і чытанню ў працэсе выкладання беларускай мовы (I–IV класы школы з рускай мовай навучання) : дыс. … канд. пед. навук : 13.00.02 / Н. У Антонава. – Мінск, 2011.

Научные публикации

  1. Яленскі, М. Г. Выкладанне беларускай мовы ў школе / М. Г. Яленскі [і інш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1994. – 239 с.
  2. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы. Сучасная лінгвадыдактыка / М. Г. Яленскі. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2005. – 224 с.
  3. Еленский, Н. Г. Основы обучения второму языку в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева, Н. Н. Баль. – Минск : Харвест, 2006. – 128 с.
  4. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы / М. Г. Яленскі, У. П. Саўко, Л. С. Васюковіч. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2006. – 336 с.
  5. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы / М.Г.Яленскі [і інш.]. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 447 с.
  6. Савельева, Т. М. Дар слова: говорим по-русски… Гаворым па-беларуску / Т. М. Савельева, М. Г. Яленскі. – Мінск : Университетское, 1986. – 192 с.
  7. Яленскі, М. Г. Народная адукацыя і педагагічная навука Беларусі / М. Г. Яленскі [і інш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1993. – 492 с.
  8. Яленскі, М. Г. Асобасны падыход у методыцы навучання беларускай мове / М. Г. Яленскі. – Мінск : НІА, 1997. – 171 с.
  9. Яленскі, М. Г. Лінгвадыдактычная парадыгма асобасна арыентаванага навучання мове ў сучаснай школе / М. Г. Яленскі. – Мінск : НІА, 2002. – 212 с.
  10. Еленский, Н. Г. Современные образовательные технологии и начальная школа / Н. Г. Еленский, О. Я. Коломинская, А. А. Ходова. – Минск : НИО, 2003. – 136 с.
  11. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы і літаратурнага чытання ў пачатковых класах: вучэбны дапаможнік / Н. М. Антановіч [і інш.]; пад рэд. М. Г. Яленскага. – Мінск : Вышэйшая школа, 2019. – 263 с.
  12. Антонава, Н.У. Герменеўтычны падыход як метадалагічная аснова сістэмы інтэграванага навучання беларускай мове і літаратурнаму чытанню / Н.У. Антонава // Педагогическая наука и образование. – 2024. – № 2 (47). – С. 27–33.