Наименование научной школы: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития


Научное направление: Наименование научного направления, период времени, в течение которого сформировалась и действует научно-педагогическая школа. Специальная (коррекционная) педагогика.
С 1991 г. по настоящее время.
Общие сведения об основателях и руководителях научной школы:
Ф. И. О., ученая степень, ученое звание.
Количественный и квалификационный состав участников:
Общее количество участников (из них академиков и членов-корреспондентов, докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, заслуженных работников высшего образования, отличников образования).

Коноплева Алла Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Лещинская Татьяна Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Хруль Ольга Станиславовна, доктор педагогических наук, доцент.



Более 25 участников, из них 7 кандидатов наук, 1 заслуженный работник образования, 4 отличника образования.

Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологические подходы, на которых базируются исследования.
Аксиологический подход;
антропоцентрический подход;
синергетический подход;
экзистенциальный подход;
деятельностно-системный подход;
компетентностный подход.
Актуальность исследований:
Соответствие приоритетным направлениям научных исследований; потребность изучения научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики.
Научные разработки соответствуют приоритетному направлению № 6. Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами; научное и научно-техническое обеспечение национальной безопасности): интегрированное (инклюзивное) образование лиц с особенностями психофизического развития; коррекция нарушений развития; включение лиц с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие.
Основные научные результаты:
Комплексные проблемы и темы исследований, разрабатываемые научно-педагогической школой; содержательная характеристика основных научных результатов.
Научные результаты, представленные в совокупности научных и практических трудов, обусловили масштабное преобразование специального образования на основе всеобщей обязательности, интеграции, практической направленности, усиления экономической эффективности;
научно обоснована методология современного специального образования, что позволило разработать Концепцию и Программу его трансформации и определить перспективы дальнейшего развития;
научно обоснована, апробирована и реализована обобщенная модель интегрированного обучения и воспитания; экспертная оценка подтвердила социально-экономический эффект от ее внедрения;
научно обоснованы условия и механизмы повышения качества специального образования, отражающие новые требования к его содержанию и учебно-методическому обеспечению.
Внедрение: Практическое использование полученных научных результатов, эффекты от их внедрения, включая социальный и экономический. Создана законодательно-нормативная база специального образования: принят Закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании), разработана нормативная документация (положения об интегрированном обучении, об учреждениях специального образования и т. д.);
открыты и функционируют специальные учреждения нового типа – центры коррекционно-развивающего образования и реабилитации, осуществляющие диагностическую функцию, оказание ранней коррекционно-педагогической помощи детям группы риска (от рождения до трех лет), организующие обучение лиц с тяжелыми множественными нарушениями и оказывающие помощь родителям;
впервые разработан и утвержден общий стандарт специального образования;
разработаны на компетентностной основе и изданы учебные и методические пособия для детей различных нозологических групп.
Перспективность развития научного направления:
Возможные области применения результатов исследования и перспективы дальнейшей разработки научного направления.
Инклюзивное образование (методология, модели, учебно-методическое обеспечение);
непрерывное образование лиц с особенностями психофизического развития (пути деинституциализации, содержание);
коррекционно-педагогическая помощь детям с аутистическими нарушениями (нормативная документация, учебно-методическое обеспечение);
воспитание жизнеспособной личности (программно-методическое обеспечение).
Основные научные публикации:
Ссылки на основные опубликованные работы, включая электронные ресурсы.

Диссертации

  1. Демьяненок Т.В. «Педагогические условия социальной адаптации детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  2. Ковалец И.В. «Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с аутистическими нарушениями», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  3. Радионова В.И. «Индивидуализация обучения на компетентносной основе детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  4. Таболина Л.В. «Содержание и методика интерактивного обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью (VI – VIII классы)», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), н.р. – Лещинская Т.Л.
  5. Хруль О.С. «Педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях интегрированного обучения», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (тифлопедагогика), н.р. – Коноплева А.Н.

Научные публикации

  1. Коноплева, А. Н. Гуманистический смысл современного образования лиц с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, О. С. Хруль // Веснiк адукацыi. – 2018. – № 6 – С. 39–44.
  2. Коноплева, А. Н. Трансдисциплинарная методология опережающего исследования проблем специальной педагогики / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 1 (22). –  С. 27–35.
  3. Лещинская, Т. Л. Языковое образование лиц с интеллектуальной недостаточностью на компетентностной основе / Т. Л. Лещинская, В. Ч. Хвойницкая // Вестник МГИРО. – 2017. – № 2 (30). – С.16–25.
  4. Лещинская, Т. Л. Обучение и изменение жизненных смыслов взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 39–48.
  5. Ляшчынская, Т. Л. Навучанне грамаце дзяцей з легкай інтэлектуальнай недастатковасцю / Т. Л. Ляшчынская, А. А. Чэркас // Пачатковая школа. – 2019. – № 4 (328). – С. 54–59.
  6. Лещинская, Т. Л. Моделирование функционирования коррекционной работы с учащимися, имеющими легкую интеллектуальную недостаточность / Т. Л. Лещинская, Т. В. Юрок // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 2. – С. 81–88.
  7. Лещинская, Т. Л. Формирование жизненных навыков и развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Советы для родителей) / Т. Л. Лещинская // Веснік адукацыі. – 2019. – № 10. –
    С. 10–16.
  8. Лещинская, Т. Л. Императивы и педагогические реалии обучения обездвиженных и неговорящих детей в домах-интернатах Республики Беларусь / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: научно-методический практический журнал. – 2018. – № 1. – С. 52–58.
  9. Таболина, Л. В. Интерактивные методы обучения как средство повышения мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка / Л. В. Таболина // Веснiк адукацыi. – 2018. – № 3.– С. 17–21.
  10. Таболина, Л. В. Эффективность интерактивного обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью / Л. В. Таболина // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 70–75.
  11. Хруль, О. С. Состояние инклюзивной культуры и принципы ее развития (на примере лиц с особенностями психофизического развития) / О. С. Хруль // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 3 (28). – С. 62–70.
  12. Хруль, О. С. Характеристика толерантности образовательной среды учреждения общего среднего образовния / Н. Г. Еленский, О. С. Хруль // Пачатковая школа. – 2019. – № 9 – С. 10–14.
  13. Хруль, О. С. Современные учебники для детей с нарушениями зрения: особенности адаптации, использование в образовательном процессе / О. С. Хруль // Проблеми сучасного пiдручника : зб.наук.праць / голов. ред. О. М. Топузов. – К. : Педагогiчна думка, 2018. – Вип. 20. – С. 526–536.
  14. Хруль, О.С. Совершенствование социального взаимодействия в специальном и инклюзивном образовании в целях раскрытия потенциалов личности для устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (глава 18) // Теоретико-методологические основания развития дошкольного, общего среднего и специального образования в Республике Беларусь: монография в 2 ч. Ч.2 / А.Л. Давидович [и др.] ; под науч. ред. В.Ф. Русецкого. – Минск: Национальный институт образования, 2023. – С. 75 – 102.
  15. Хруль, О. С. Этапы реализации идей инклюзии в системе специального образования в Республике Беларусь / О. С. Хруль, Н.Г.  Еленский // Педагогическая наука и образование. – 2023. – № 4. – С. 17–26.
  16. Хруль, О. С. Ресурсный центр инклюзивного образования: организационно-содержательные аспекты / О. С. Хруль, Е.В. Рахманова // Педагогическая наука и образование. – 2024. – № 1. – С. 29–40.