Функциональная грамотность сегодня рассматривается как один из ключевых образовательных результатов, отражающих готовность обучающихся применять знания в реальных жизненных ситуациях, принимать решения и адаптироваться к вызовам современного общества. Вопросы её формирования и развития в последние годы стали важнейшим направлением исследований и педагогической практики в Республике Беларусь. Академия образования выступает ведущим научным центром в этой сфере. Уже сегодня разработаны проекты образовательных стандартов нового поколения и проекты учебных программ, на национальном образовательном портале размещены УМК факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся II–IV КЛАССОВ и V–XI КЛАССОВ; обновляются учебные пособия, усиливается их практико-ориентированная направленность и воспитательный потенциал.

30 сентября в Академии образования состоялось знаковое событие – Международная научно-практическая конференция «Функциональная грамотность обучающихся и её роль в достижении целей устойчивого социально-экономического развития страны». Форум объединил учёных, представителей Министерства образования Республики Беларусь, педагогических работников, национальных экспертов в области функциональной грамотности из Республики Беларусь и Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Министр образования Республики Беларусь Андрей Иванович Иванец, который подчеркнул значимость поднятой проблематики и вклад Академии образования в её исследование, пожелал плодотворных научных дискуссий, а также поздравил присутствующих с приближающимся профессиональным праздником. Приветственные слова к участникам конференции также звучали от известных ученых:

Виктора Стефановича Басюка, вице-президента Российской академии образования, академика Российской академии образования;

Михаила Вадимовича Груздева, ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского»;

Андрея Сергеевича Богданцева, исполняющего обязанности ректора Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д.Ушинского;

Людмилы Викторовны Лагуновой, заместителя директора Института содержания и методов обучения имени В.С.Леднева;

Елены Александровны Окуньковой, ректора Нижегородского института развития образования.

На пленарном заседании были представлены доклады, в которых освещались концептуальные основы формирования функциональной грамотности, результаты исследований в данном направлении и практические подходы к ее развитию у обучающихся. Выступления белорусских представителей науки и образования (И.А.Старовойтова, А.Л.Давидович, Л.С.Васюкович) и российских ученых (В.С.Басюк, Т.А.Бороненко, Л.В.Коцюбинская) позволили участникам сформировать целостное представление о современном состоянии работы в этой области, обозначили точки соприкосновения между научными школами Беларуси и России, а также перспективы совместного движения вперёд.

Работа конференции продолжилась на восьми тематических секциях. Участники обсуждали широкий спектр вопросов: от формирования функциональной грамотности у дошкольников и учащихся с особенностями психофизического развития до подготовки и повышения квалификации педагогов, создания и апробации методических разработок, направленных на развитие функциональной грамотности в учреждениях образования. Особый интерес вызвали практические наработки учителей, представивших опыт внедрения новых педагогических технологий.

Конференция стала площадкой для обмена научными мнениями, демонстрации лучших педагогических практик и обсуждения перспектив дальнейшего развития образовательной политики в этой области. Значимым дополнением к её работе стало интервью с В.С. Басюком, вице-президентом Российской академии образования, в котором он поделился специфическим опытом российских коллег по формированию функциональной грамотности. Участники также имели возможность посетить музей «Вучэбная кніга ў гісторыі адукацыі», созданный в Академии образования, познакомиться с новейшими методическими изданиями и расширить географию профессиональных контактов.

Итогом мероприятия стало принятие резолюции, закрепившей единодушное мнение: создание, апробация и внедрение конкретных разработок, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, сегодня является одной из актуальных задач методической науки и повседневной педагогической практики.

Академия образования представила сборник материалов конференции, что позволит педагогическому сообществу шире познакомиться с научными и практическими результатами. Конференция прошла в атмосфере профессионального сотрудничества, подтвердила актуальность темы и задала ориентиры для дальнейшего движения к совершенствованию системы образования, расширения и установления новых профессиональных контактов коллег Республики Беларусь и Российской Федерации.