Вязгина Валентина Ивановна, доцент кафедры психологии, содержания и методов воспитания государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Окончила Минский государственный педагогический институт им. М.А. Горького (1983 г.), аспирантуру Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (1991 г.). В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию «Педагогические условия формирования опыта нравственного поведения младших школьников в современной школе» под руководством доктора педагогических наук, профессора К.В. Гавриловец. Прошла профессиональный путь - от учителя до директора школы. Девять лет работала директором ГУО «Полочанская средняя школа Молодечненского района». Имеет высшую квалификационную категорию учителя. Награждена грамотой Министерства образования Республики Беларусь.
Сфера научных интересов: анализ, обобщение и представление опыта педагогической деятельности, проектирование в образовании, инновационная и исследовательская деятельность педагога, нравственное, патриотическое и гражданское воспитание учащихся, педагогическая поддержка развития ученического самоуправления, организация военно-патриотического воспитания учащихся.
Обеспечивает преподавание и учебно-методическое обеспечение дисциплин переподготовки «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей и молодежи», «Профессиональная компетентность педагога», «Этика и профессиональное мастерство педагога социального», модуль «Теория воспитания» дисциплины «Педагогика». На повышении квалификации руководителей и специалистов образования обеспечивает занятия по широкому кругу актуальных вопросов проектирования и организации информационно-идеологической и воспитательной работы.
По заданию Министерства образования Республики Беларусь приняла участие в разработке проекта Союзного государства «Совместное обучение учащихся из Республики Беларусь и Российской Федерации в Полоцком кадетском корпусе»; разработала учебные модули «Совершенствование системы работы по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях образования», неоднократно была членом жюри республиканского конкурса игровых программ «Играют дети – играем мы!».
Научный консультант инновационных проектов
- «Внедрение модели гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища» (в 8 кадетских училищах Республики Беларусь) (2017 – 2020 г.г.);
- «Внедрение модели формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования» на 11 инновационных площадках (2018 – 2022 г.г.).
- Имеет свыше 100 опубликованных научных работ.
Основные научные труды:
- Организация опыта нравственного поведения у младших школьников / В. И. Вязгина / гл. 2 Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / К. В. Гавриловец [и др.] ; под ред. профессора К. В. Гавриловец. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – С. 29–65, С. 191–216. – 226 с.
- Современные методы и приемы воспитания в дополнительном образовании / В. И. Вязгина / Педагогика дополнительного образования детей и молодежи: учебно-методическое пособие / [Н. А. Залыгина и др.; под редакцией Н. А. Залыгиной, Т. А. Лопатик, С. Г. Молочникова]; ГУО "Академия последипломного образования". – Минск : АПО, 2016.
- Вязгина, В. И. Кадеты: история и современность / В. И. Вязгина // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – № 9. – С. 25–30.
- Модель описания и обобщения опыта воспитателя кадетского училища / В.И. Вязгина / Креативные ресурсы работы с молодёжью: учебно-методическое пособие / под научн. ред. д-ра философс.наук, проф. В. В. Познякова. – Минск : РИВШ, 2017. – 296 с.
- Вязгина, В. И. Обобщение и описание опыта в сфере воспитательной работы / В. И. Вязгина / Ребёнок в образовании: тематический сборник материалов Всероссийских научно-практических конференций 2017 года / под ред. канд. биол. наук Бутузова А. А, канд. пед. наук Деркунской В. А. и др. – Москва : Педагогическое общество России, 2017, 192 с. (с. 12–16).
- Вязгина, В. И. Формирование ценностного отношения учащихся кадетского училища к военной профессии / В.И. Вязгина // «Выхаванне i дадатковая адукацыя. 2017. – № 7. – С.16–18.
- Вязгина В. И., Логвиненко С. М. Образовательно-воспитательная среда кадетского училища: проектирование и развитие (на примере ГУО «Витебское кадетское училище») / В. И. Вязгина, С. М. Логвиненко / Компетентностный подход : практика реализации: учебно-методическое пособие / под научн. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Познякова. – Минск : РИВШ, 2019. – 264 с. – С. 202-226.
- Вязгина, В. И. Организация самоконтроля в учреждении общего среднего образования // Адукацыя і выхаванне. – 2019. – № 10. – С. 48–55.
- Вязгина, В. И. Активные формы обучения в процессе повышения квалификации слушателей: обеспечение качества образования // Адукацыя і выхаванне. – 2019. – № 1.
- Вязгина, В. И. Ценнотные ориентиры и особености современного кадетского образования в Республике Беларусь // Адукацыя і выхаванне. – 2019. – № 4. – С. 40–45.
- Вязгина, В. И. Диагностика качества воспитания обучающихся / В. И. Вязгина // Актуальные проблемы воспитания молодежи: от педагогической теории к практике : сборник научных статей / под ред. В. А .Капрановой. – Мн. : МГЛУ, 2020. – 147 с.
- Вязгина, В. И. Эффективные формы и методы партнёрского взаимодействия школы с семьями обучающихся (из опыта работы) / В.И. Вязгина // Адукацыя і выхаванне. – 2020. – № 6. – С. 15–21.
- Вязгина, В. И. Моделирование как этап реализации инновационного проекта / В. И. Вязгина // Адукацыя і выхаванне. – 2020. – № 6. – С. 15–21.
- Вязгина, В. И. Ценностное отношение к семье: как формировать его у современных школьников / В. И. Вязгина //Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2020. – № 10. – С. 8–10.
- Вязгина, В. И. Проектирование и моделирование в воспитательной работе // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2020. – № 7. – С. 3–7.
- Вязгина, В. И. Подготовка к аттестации педагога: портфолио / В. И. Вязгина // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2019. – № 9. – С. 45–49.
- Вязгина, В. И. Методическая грамотность заместителя директора по воспитательной работе : Формы и методы развития / В. И. Вязгина // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2021. – № 10. – С. 3–6.
- Вязгина, В. И. Способы развития методической грамотности педагогов в сфере воспитания / Сборник научных работ Академии последипломного образования вып. 19 / редкол. А. П. Монастырный (гл. ред), Г. И. Николаенко (зам. гл. ред) [и др.] ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2021. – 554 с. – С.118–136.
- Вязгина, В. И. Диагностика качества воспитания в учреждениях общего среднего образования / В. И. Вязгина // «Веснік Адукацыі». – 2021. – № 12. – С. 10–18.
- Вязгина, В. И. Формирование культуры взаимодействия субъектов образования в интернет-пространстве / В. И. Вязгина // Адукацыя і выхаванне. – 2022. – № 2. – С. 3–6.