С 24 по 25 октября 2024 года в Академии образования проходил республиканский семинар-практикум «Эффективные приемы формирования и развития читательской грамотности учащихся в процессе обучения русскому (белорусскому) языку и литературе», цель которого – обмен опытом педагогической деятельности по организации работы с текстом на уроках для формирования читательской грамотности учащихся.

Эпиграфом к выступлению кандидата педагогических наук, доцента, заведующего лабораторией гуманитарного образования научно-исследовательского центра Академии образования Г.В. Галкиной целесообразно взять высказывание великого педагога К.Д.Ушинского: «Извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». Поэтому одной из приоритетных задач современного образования является развитие функциональной грамотности учащихся, одной из составляющих которой является читательская грамотность. Качественное чтение способствует личностному росту человека, который применяет полученную информацию для решения различных вопросов, критически оценив прочитанное.

Использование учебных пособий по русскому языку для формирования и развития читательской грамотности учащихся на учебных занятиях презентовала методист отдела методического обеспечения гуманитарного образования Академии образования Т.В. Шиманович.

Работа с текстами разных видов и разных жанров – обязательный этап современного урока русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, так как это является средством формирования функциональной грамотности учащихся, прежде всего читательской. 

Учитель белорусского языка и литературы квалификационной категории «учитель-методист» И.В. Евсеенко из Речицкого районного лицея провела для коллег мастер-класс «Вялікія магчымасці малога тэксту: прыёмы работы з тэкстам для фарміравання чытацкай адукаванасці вучняў». Учитель русского языка и литературы гимназии № 56 г. Минска И.А. Хайбуллина продемонстрировала возможности использования приемов визуализации для развития читательской грамотности на уроках литературы.

Учителя белорусского языка и литературы Е.С. Секацкая из Лошницкой гимназии и Е.Н. Пранкевич из гимназии №58 г. Гомеля поделились с коллегами своим опытом по формированию читательской грамотности учащихся посредством применения различных источников информации на учебных занятиях.

В ходе мероприятия, ознакомившись с интерактивными, визуальными, игровыми формами и методами работы, а также с информационно-образовательными ресурсами сети Интернет, применяемыми в работе с текстом, педагоги однозначно решили использовать все эти эффективные приемы в своей практике для формирования и развития читательской грамотности учащихся.

2024 10 28 2024 10 28
2024 10 28 2024 10 28
2024 10 28 2024 10 28